Народный художник Азербайджанской ССР (1963), лауреат Государственной премии Азербайджанской ССР (1972). Награждён двумя орденами Трудового Красного Знамени (1959, 1969).
Саттар Бахлулзаде родился 2 (15) декабря 1909 года в селе Амирджаны неподалёку от Баку (ныне — посёлок в Сураханском районе Баку) в семье Бахлула и Окумы Бахлулзаде. Был третьим ребёнком в семье после двух старших сестёр. Любовь к рисованию появилась у Саттара в раннем детстве. После того, как отец подарил ему цветные карандаши, Саттар рисовал всё, что видел вокруг — праздник Новруз с танцами Кёс-кёса, прыжки молодых ребят через костры и пр.
С пяти лет Саттар рисовал, вырезал из бумаги разных животных. Скоро стены дома украсились его «работами».
В школьные годы Саттар любил читать стихи Низами Гянджеви, Вагифа, Хагани Ширвани, однако больше всего его вдохновляла поэзия Физули, герои его произведения «Лейли и Меджнун». Он рисовал их на обложках своих тетрадей и книг. Учителям нравилось творчество молодого художника. «Тебе, Саттар, один путь — в художники», — говорили они. Учителем музыки Саттара был видный азербайджанский композитор Муслим Магомаев, дед знаменитого советского певца Муслима Магомаева. В этой же школе Бахлулзаде впервые познакомился с историей, литературой, поэзией Азербайджана.
Имея огромное желание творить, в 1927 году Саттар Бахлулзаде поступил в Азербайджанский художественный техникум, где получил начальное профессиональное художественное образование. В техникум Бахлулзаде поступил по совету своих родственников, живших в Баку. Эта школа существовала с 1920 года в виде центральной студии со свободными мастерскими. В 1921 году она была преобразована в Высшую государственную художественную школу, а в 1927 году — переименована в Азербайджанский государственный техникум (в 1938 году техникум был преобразован в Азербайджанское государственное художественное училище с открытым при нём скульптурным отделением).
В техникуме Саттара опекал известный к тому времени художник Азим Азимзаде. Хотя преподавание рисунка в техникуме было не на высоком уровне, Бахлулзаде оттуда вынес особое пристрастие к рисунку, этой основе мастерства художника.
Для продолжения учёбы Бахлулзаде, по совету Азимзаде, поехал в Москву. В 1933 году он поступил в Московский художественный институт имени В. И. Сурикова на графический факультет, где учился у Владимира Фаворского и Григория Шегаля. Первое время Бахлулзаде главным образом занимался в мастерской Фаворского. Во время же летней практики в Крыму некоторые наброски Саттара заметил Шегаль и предложил ему перейти на факультет живописи. Тот так и сделал.
Именно в этом институте у Бахлулзаде проявляется интерес к пейзажной живописи. Таким образом, следуя своим художественным наклонностям, Бахлулзаде через два года после поступления в институт переходит на живописный факультет. Летние же поездки в Крым сыграли большое значение в формировании творчества будущего мастера пейзажа. Здесь, на лоне природы Бахлулзаде понял, что нашёл свой путь — путь живописца. А увидев однажды его этюды, исполненные с натуры, Шегаль, который был руководителем на пленере, дал Бахлулзаде совет перейти на факультет живописи, которым в то время Шегаль руководил в институте. С тех самых пор Бахлулзаде начинает учиться у Шегаля. Мастерство этого педагога отразилось на творчестве и его учеников.
После окончания учёбы основное место в творчестве Бахлулзаде занимали портреты исторических личностей (Фатали-хана, каллиграфа Мир Али и др.). В 1941 году он стал членом Союза художников СССР. В послевоенные годы Бахлулзаде написал картины, на которых отобразил нефтяные промыслы Апшерона, дачи и сёла полуострова. Влечение природными образами в творчестве Бахлулзаде со временем усилилось, он начал создавать больше пейзажных композиций.
В 1973 году Саттар Бахлулзаде серьёзно заболел в связи с отравлением крови. Хотя художник и лечился в госпитале Сабунчинского района города Баку, поправиться он не смог. Главный врач госпиталя Мехди Кулиев сказал, что единственный способ излечиться это продолжить лечение в Москве. Однако официальные лица отказались оплатить поездку Саттара Бахлулзаде в Москву, и поэтому друзья Саттара организовали его поездку. Таким образом, для лечения при помощи друзей Саттар Бахлулзаде был отправлен в Москву. Поездом в столицу Саттара отвёз его друг Гюльмурад Керимов, управляющий местной чайханой.
Видевший Саттара Бахлулзаде в 1974 году его друг и родственник востоковед Абдул Гусейнов так описывает их последнюю встречу: « В последний раз я виделся с Саттаром летом 1974 года на станции Минеральные Воды. Я ехал в Грозный, а он в Москву. Наши поезда стояли около часа, и все это время мы проговорили. Саттар выглядел утомленным. На прощание мы крепко обнялись, он прослезился. Очевидно, предчувствовал надвигающийся конец земного пути… Вскоре я услышал печальную весть. Саттара не стало.»
В Москве Бахлулзаде посетил свою персональную выставку и отметил это событие со своими друзьями в ресторане «Прага». В столице над Бахлулзаде провели успешную операцию. Лечился Бахлулзаде в больнице имени Пирогова. Оперировал художника профессор Черноусов. В октябре Бахлулзаде вернулся в Амирджаны. Он снова начал писать. Но скоро вновь поехал в Москву на лечение.
Отзывов: 0
Этот автор был добавлен в каталог 13.08.2021