Козаев Ушанг Алексеевич

Козаев Ушанг Алексеевич

Об Авторе

Подробная информация:

​Окончил Цхинвальское художественное училище (1975). 

Основные работы: «Первый пахарь» (1985), «Соседи» (1985), «Золотая рыбка» (1987), «Мой сосед Павлик» (1990), «Дорога Аланов» (1990), «Вечер» (1990), «Южная Осетия» (1990), «Фашизм» (1990), «Приближение» (1991), «Посвящается войне» (1993), «Желтое пятно» (1995), «Полет орла» (1995), «Полет» (2000), «Танцующее небо» (2000), «Просвет» (2000), «Прорыв» (2000), «После дождя) (2001), «Композиция» (2003), «Рождение (Диптих) (2003), «Посвящается Беслану» (2004), «Посвящается Беслану часть II» (2005), «Солнце взошло из России» (2007), «Посвящается Коста Хетагурову (2007), «Беатриса» (2008), «Цхинвал 08.08.08 (2008), «Похищение Европы» (2008), «Полет Георгиева над миром» (2008), «Братья» (2009). 

Награды: Золотая Медаль Современного Искусства (Япония 1988), Орден «За служение искусству Российской академии художеств» РАХ (2011), Серебряная медаль Союза Художников России (2011),  Орден «Уацамонга» (Южная Осетия)  (2008). 

Участник республиканских и региональных  выставок (с 1977). 

Персональные выставки: Таллин (1989), Москва (1993, 2011), Цхинвал (2008, 2012, 2014), Владикавказ (2002), Телави (2014). 

Международные выставки: Мюнхен (1987), Гамбург (1988), Китай (1988), Япония (1999). 

Работы находятся в государственных музеях России,  Южной Осетии и Грузии и в  частных собраниях зарубежных коллекционеров. 

Творчество Ушанга Козаева формировалось под влиянием многих факторов и событий последних десятилетий XX столетия. На мой взгляд, он мало изменился внешне за минувшие с нашей первой встречи годы. В его облике, несмотря ни на что, сохранилась открытость великодушного, чистого человека и одновременно внутренняя сила и обостренное чувство справедливости борца и воина, готового на самопожертвование во имя не абстрактного всеобщего благоденствия, а во имя любви и свободы. 

Духовная среда детства Ушанга, традиция осетинского народа, семейный уклад жизни способствовали становлению искренней, озаренной внутренним светом души художника. 

Искусство стало для него образом жизни, формой восприятия противоречивого и неповторимого мира нас окружающего. Топология творчества Ушанга Козаева неразрывно связана с его личным пониманием исторических коллизий на стыке двух тысячелетий, ощущением, вобравшим в себя опыт прошлого и настоящего. От реальных картин детства, исполненных наивной верой в гармонию бытия, через сомнения и страдания он воспринимает окружающую действительность как некую драму с непредсказуемым исходом. Его произведения последних лет далеки от идиллических сюжетов и мотивов ранней юношеской живописи. Он словно оказался между двух миров. Картины мастера подобны живой материи, обладающей взрывной энергетикой, дискретной динамикой. 

Начав свой творческий путь с работ, обладающих этнографической занимательностью и реалистической трогательностью, Ушанг Козаев не ограничивал круг собственных профессиональных интересов самобытной системой изображения картин национальной природы и быта. Художник стремился к постижению глубинной, духовной сути фактов и явлений жизни, остро чувствуя ее изнутри, как бы подсознательно. Предыстория его творческой биографии непосредственно связана с детским увлечением рисованием, которая культивировалась в нем семьей, отцом, школьным учителем, и старшим братом, профессиональным художником Зауром Козаевым. Благодаря природной одаренности и поддержке близких он поступил на живописное отделение Цхинвальского художественного училища имени М. Туганова, после окончания которого, в 1975 году, работал учителем рисования в школе села Рук. 

Одним из самых ярких событий в жизни начинающего художника стала первая поездка в подмосковный Дом творчества Союза художников СССР «Сенеж» в 1978 году, куда впоследствии он неоднократно приезжал. Здесь Ушанг Козаев встретился и подружился с замечательными мастерами, талантливыми живописцами и графиками, Владимиром Бройниным и Татьяной Назаренко, Николаем Комаровым и Владиславом Шиманцом. Они почувствовали в нем целеустремленную, незаурядную личность, увидели самобытного, глубокого художника. Атмосфера откровенного обмена мнениями, новаторского поиска и духа творчества, царившая на «Сенеже», ных брызг красок на холсте. На первый взгляд, такое выражение чувств может по-казаться спонтанным, однако здесь присутствует вполне осмысленное отношение художника к происходящему на его глазах. Он демонстрирует личную сопричастность к тому, что увидел и пережил. В полотнах мастера появляются многоассоциативность видения, восприятия отношения к реалиям времени, к драматическим перипетиям судьбы своего народа. Он не сторонний наблюдатель, не просто свидетель, очевидец, а непосредственный участник всего того, что нашло отражение в его картинах. Вот почему в полотнах живописца, в, казалось бы, абстрактной стихии цвета внезапно проступают в отблесках фантома света силуэты человеческих фигур, конкретные очертания конкретных архитектурных мотивов и реальной пейзажной среды. Творческая фантазия художника будто повелевает воображением зрителя, ведет его за собой, волнует и вызывает череду живых ассоциаций. Этими образными особенностями обладают работы «Ущелье Сба», написанные в 85-87-х годах, «Южная Осетия», «Дорога Аланов», «Фашизм», созданные в 1990 году, «Вторжение» 1991 года... 

В них и в ряде других полотен Ушанг Козаев сумел представить события десятилетней давности в контексте исторической памяти своего народа, преданий древних аланов и эпоса Нартов, запечатлеть эпопею борьбы и страданий языком живописи, обладающим редкой, взрывной, эмоциональной силой. Цвет, фактура, особенности освещения изобразительного пространства холста, композиционная структура являются для него слагаемыми образной драматургии и художественной выразительности.


Рейтинги
Общее впечатление:
Идея, мысль, посыл:
Мастерство исполнения:

Работы Автора





Этот автор был добавлен в каталог 13.08.2021