Герасимов Сергей Аполлинариевич

Герасимов Сергей Аполлинариевич

Об Авторе

Подробная информация:

​Сергей Герасимов родился 21 мая (3 июня) 1906 года в станице Кундравинской (ныне село Кундравы в Чебаркульском районе Челябинской области, Россия) (по другим источникам — в Екатеринбурге, Златоусте, пос. Десятилетие Троицкого уезда).

В 1894 году родители переехали на Урал, где отец, инженер, работал на Миасском заводе. В 1909 году он трагически погиб на реке Сосьве во время геологической экспедиции, оставив пятерых детей. Младшему, Сергею, едва исполнилось три года. В возрасте восьми лет он попал в театр, на оперу «Евгений Онегин» П. И. Чайковского. Там же, в Екатеринбурге, впервые увидел и драматический спектакль — «Разбойников» Ф. Шиллера. С того времени театр стал предметом мечты Сергея.

В 1915 году поступил в реальное училище в Екатеринбурге. Тяжелое материальное положение вынудило семью переехать в Красноярск, где продолжил учебу, работая одновременно на заводе.

В 1923—1925 годах учился в Ленинградском художественно-педагогическом техникуме (ныне Санкт-Петербургское художественное училище имени Н. К. Рериха). В 1928 году (по другим данным — в 1930) окончил Техникум сценических искусств (ныне Российский государственный институт сценических искусств) в Ленинграде.

В кино — с 1924 года. Дебютировал как актёр в фильме «Мишки против Юденича» (1925), в котором играл роль Шпика.

Первые годы актёрской деятельности проходили в мастерской «ФЭКС», где прошёл школу эксцентричного актёра. В своих первых ролях проявил себя как актёр преимущественно гротескового плана, мастер острого, графически чёткого рисунка образа. Снимался в фильмах режиссёров Г. М. Козинцева и Л. З. Трауберга в ролях: шулера («Шинель», 1926), Медокса («С. В. Д.», 1927), Журналиста («Новый Вавилон», 1929), Председателя сельсовета («Одна», 1931), а также в фильмах режиссёров Ф. М. Эрмлера — Меньшевик («Обломок империи», 1929), В. И. Пудовкина — 2-й бонза («Дезертир», 1933) и других.

В дальнейшем, не оставляя полностью актёрской работы, занимался преимущественно режиссурой, во многих своих фильмах выступая и как сценарист. С 1930 года — режиссёр кинофабрики «Совкино» (с 1934 — «Ленфильм»). Режиссёрским дебютом был фильм «Двадцать два несчастья» (1930, совместно с С. И. Бартеневым); затем поставил фильм «Сердце Соломона» (1932, совместно с М. Кресиным), «Люблю ли тебя?» (1934).

Большое место в творческой биографии занимала педагогическая работа, с 1931 года руководил актёрской мастерской экранного искусства при киностудии «Ленфильм». В педагогической практике по воспитанию киноактёров и в режиссёрской работе, опираясь на опыт реалистической прозы, ищет собственные пути в киноискусстве.

Своеобразие дарования выявилось в полной мере в его первом звуковом фильме «Семеро смелых» (1936). Работал над этим фильмом с воспитанным в его мастерской коллективом молодых актёров (Т. Ф. Макарова, П. М. Алейников и др.).

Уже в этом фильме проявил себя режиссёром-педагогом, воплощающим свои замыслы через углублённую работу с актёрами. В фильме «Семеро смелых» создан коллективный портрет советской молодёжи, раскрыты характеры в повседневной жизненной практике. Глубокое проникновение в жизнь советской молодёжи, документальная достоверность её изображения, высокий гражданский пафос в сочетании с предельно подробным рассказом о характере каждого героя — все эти черты были присущи и фильму «Комсомольск» (1938). Этот фильм рассказывал, как в нелёгком труде и быте растут и закаляются характеры молодых строителей, комсомольцев 1930-х годов, закладывающих новый город в далёкой тайге. Значительной работой в предвоенном кино был фильм «Учитель» (1939).

Придавая большое значение наследию русской и мировой культуры для духовного развития советского человека, поставил фильм «Маскарад» (1941), стоящий несколько особняком в его творчестве. Картина, воссоздающая романтический пафос драмы М. Лермонтова, трактовалась режиссёром как трагедия обманутого доверия, она отличалась высокой режиссёрской и актёрской культурой (Арбенин — Н. Д. Мордвинов). Одной из самых значительных актёрских работ в этом фильме было исполнение С. Герасимовым роли Неизвестного.

Но современная тема по-прежнему осталась основной для С. Герасимова. Режиссёр так определяет своё отношение к задачам кинематографии: «В нашем понимании современная тема в киноискусстве — это постановка и идейно-художественное решение тех вопросов, которые непосредственно влияют на развитие нашей жизни, на утверждение и углубление политики коммунистической партии и Советского государства».

В годы войны принимал участие в создании «Боевого киносборника № 1» (1941), поставил фильмы «Непобедимые» (1943, совместно с М. К. Калатозовым) и «Большая земля» (1944), рассказывающие о героической борьбе советских людей на фронте и в тылу.

В 1944—1946 годах возглавлял Центральную студию документальных фильмов.

В 1944 году возвращается к педагогической работе, руководит объединённой режиссёрской и актёрской мастерской во Всесоюзном государственном институте кинематографии (ВГИК). Работая со студентами, всё больше утверждается в мысли о близости языка современного кино к языку реалистической прозы. Осуществил со своими учениками, в форме своеобразного киноспектакля, постановку романа А. А. Фадеева «Молодая гвардия» (Театр-студия киноактёра). На основе этого спектакля, в 1948 году, был поставлен фильм «Молодая гвардия». Монументальный по форме, суровый по художественному колориту фильм рисует героическую борьбу комсомольского подполья, руководимого партией большевиков. Несмотря на то, что первоначальный вариант романа и сценария фильма подвергся серьёзной критике высшего партийного руководства (лично И. Сталина) за недооценённую роль партии в организации антифашистского подполья, фильм в конечном итоге был удостоен Сталинской премии.

С 1945 года — режиссёр киностудии «Союздетфильма» (ныне — ЦКДЮФ имени М. Горького).

Совместно с киноработниками КНР создал документальный фильм «Освобождённый Китай» (1950), в 1952 году поставил фильм «Сельский врач» о людях советской деревни. В 1956 году по сценарию С. Герасимова поставлен фильм «Дорога правды» (режиссёр Я. Б. Фрид), в 1958 — фильм «Память сердца» (режиссёр Т. М. Лиознова).

В конце 1950-х годов создал одно из самых значительных произведений советского кино того периода — фильм «Тихий Дон» (3 серии, 1957—1958) по мотивам одноимённого романа М. А. Шолохова. Фильм решён в жанре народной драмы, передаёт высокую правду человеческих характеров, рождённую в столкновениях революционной борьбы. Фильму (1-я серия) присуждена премия за цвет на МКФ в Брюсселе (1958), 3-й серии фильма присуждён главный приз «Хрустальный глобус» на XI МКФ в Карловых Варах (1958), 1-я премия и премия за режиссуру на I ВКФ в Москве (1958).

Продолжил работу над жанром киноромана; в 1962 году закончил двухсерийный фильм «Люди и звери», охватывающий события эпического масштаба и жизнь множества людей, являющихся их участниками. Фильм рассказывает о трудном пути бывшего советского офицера, оставшегося после фашистского плена за границей и возвратившегося после длительного отсутствия на родину. С. Герасимов играл в этом фильме роль опустившегося эмигранта Князя Львова-Щербацкого.

Творческую деятельность режиссёра, актёра и сценариста С. Герасимов совмещает с большой педагогической работой во ВГИКе, где вёл объединённую режиссёрскую и актёрскую мастерскую, руководил кафедрой режиссёрского и актёрского мастерства. Среди его учеников режиссёры и актёры: С. Ф. Бондарчук, Л. А. Кулиджанов, Т. М. Лиознова, Н. В. Розанцев, И. В. Макарова, Н. Н. Рыбников, 3. М. Кириенко, Ж. А. Болотова, Г. А. Польских и многие другие. Преподавал на Высших курсах сценаристов и режиссёров.

Выступал и как драматург — автор пьес «Учитель» (1939), «Наши дни» (1940) и эпизодически как театральный режиссёр.

В 1960-х годах перешёл к фильмам на современную тему, сознательно вводя в сюжеты своих картин («Журналист», «У озера», «Любить человека») социально-публицистические интонации. Сохраняя известную склонность к дидактике, режиссёр, тем не менее, стремился выводить проблематику своих картин на «общечеловеческий» уровень (экология, гражданская и моральная ответственность, преемственность поколений).

Став одним из самых авторитетных деятелей советского кинематографа, не отказался от традиции снимать в своих фильмах студенческую молодёжь, начинающих и непризнанных исполнителей, неоднократно выступал художественным руководителем в постановках молодых режиссёров на ЦКДЮФ имени М. Горького.

На основе дипломного спектакля своей актёрской мастерской во ВГИКе в 1976 году им был поставлен телефильм «Красное и чёрное» по одноимённому роману Стендаля.

Знаменитый фильм А. Я. Аскольдова «Комиссар» обязан режиссёру в полном смысле слова своим существованием. Выяснилось, что С. Герасимов проигнорировал пришедший из ЦК КПСС приказ, предписывавший смыть все негативы «антисоветского» фильма «Комиссар». После смерти режиссёра в его сейфе был найден единственный уцелевший негатив фильма, хранившийся там все эти годы.

В 1971 году — член жюри VII Московского международного кинофестиваля.

Умер С. А. Герасимов 26 ноября 1985 года (по другим источникам — 28 ноября) в Москве после операции на сердце. Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 10).

Награды и звания:

Герой Социалистического Труда (03.09.1974)

Заслуженный деятель искусств РСФСР (1944)

Народный артист СССР (1948)

Сталинская премия второй степени (1941) — за фильм «Учитель» (1939)

Сталинская премия первой степени (1949) — за фильм «Молодая гвардия» (1948)

Сталинская премия первой степени (1951) — за фильм «Освобождённый Китай» (1950)

Премия Ленинского комсомола (1970) — за создание фильмов о молодёжи, Ленинском комсомоле и большуюобщественно-политическую деятельность

Государственная премия СССР (1971) — за фильм «У озера» (1969)

Ленинская премия (1984) — за кинофильмы последних лет

Четыре ордена Ленина (15.09.1961; 20.05.1966; 03.09.1974; 19.05.1981)

Орден Октябрьской Революции (22.06.1971)

Два ордена Трудового Красного Знамени (23.05.1940; 06.03.1950)

Орден Красной Звезды (14.04.1944)

Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»

Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» (1970)

Медаль «В память 800-летия Москвы»

Медаль «Ветеран труда»

Орден Белого льва III степени (ЧССР)

Ордена и медали иностранных государств.

Международная выставка декоративных искусств в Париже (1937, Почётный диплом, фильм «Семеро смелых»)

ВКФ в Москве (1958, Первая премия фильму, фильм «Тихий Дон»)

ВКФ в Москве (1958, Премия за лучшую режиссуру, фильм «Тихий Дон»)

Гильдия режиссёров США (1958, Диплом лучшему иностранному фильму, фильм «Тихий Дон»)

МКФ в Карловых Варах (1958, Главный приз «Хрустальный глобус» «за создание широкой панорамы жизни народа», фильм «Тихий Дон»)

МКФ в Мехико (1959, Диплом, фильм «Тихий Дон»)

МКФ в Москве (1967, Большой приз, фильм «Журналист»)

МКФ в Карловых Варах (1970, Главный приз, фильм «У озера»)

ВКФ в Алма-Ате (1973, Первая премия «За глубокую разработку актуальной и современной темы», фильм «Любить человека»)

ВКФ в Вильнюсе (1981, Специальный приз «За масштабность воплощения исторической тематики», фильм «В начале славных дел»)

ВКФ в Вильнюсе (1981, Специальный приз «За масштабность воплощения исторической тематики», фильм «Юность Петра»)

МКФ в Карловых Варах (1984, Главный приз «Хрустальный глобус», фильм «Лев Толстой»)

ВКФ в Минске (1985, Главный специальный приз и диплом, фильм «Лев Толстой»)​


Рейтинги
Общее впечатление:
Идея, мысль, посыл:
Мастерство исполнения:

Работы Автора





Этот автор был добавлен в каталог 13.08.2021