В 1937 году родилась Катя, будущая художник-самоучка. Детство пришлось на тяжёлые военные годы. После окончания Великой Отечественной войны, в 1946 году в регионе начался массовый голод. Вся семья — отец, мать, трое дочерей и слепая бабушка бросили дом, нехитрое хозяйство и в марте 1946 года в товарном вагоне добрались сначала до Ростова-на-Дону, а потом на попутках до г. Геокчай (Азербайджанская ССР). Приютила их в своём доме русская семья — мать с дочкой из баптистской общины, скрывшейся от массовых репрессий своих единоверцев и давно обосновавшейся в этом городе.
К этому времени в семье сложилась тяжёлая моральная обстановка. Старшие сёстры не разрешали Кате называть своего отца папой. Знавшие достаток в своей прежней жизни, они ненавидели новую семью своей матери из-за её крайней бедности. Единственной поддержкой и опорой для маленькой Кати была слепая бабушка и приютившая их семья. Ослабленные голодом и тяжёлой дорогой, в семье все болели. Сначала в этом же 1946 году в г. Геокчае умерла старшая сестра Полина. За два дня до смерти от порока сердца матери, случившейся 2 сентября 1946 года, из семьи ушёл и навсегда пропал отец.
Шестнадцатилетняя сестра Анастасия вместе с приютившей семьёй устроила девятилетнюю Катю в детприёмник г. Евлаха. После этого Анастасия завербовалась на торфяные разработки и уехала в Московскую область. Из детприёмника Катю отправили в детский дом № 2 г. Шуша (Нагорный Карабах). Отучившуюся в 1947—1954 гг. на «отлично» до 7 класса и окончившую 5 классов музыкальной школы по классу скрипки Катю направили на учёбу в школу ФЗО г. Баку, столицу Азербайджанской ССР, где она получила профессию ткачихи. В 1954—1960 гг. Катя работала по специальности в Баку. 1 декабря 1957 года вышла замуж. В 1961 году у неё родилась дочь Ирина. В 1967 году поступила работать реквизитором в народный театр в клуб работников торговли в Кисловодске, где стала посещать изостудию.
В 1972 году заочно окончила культпросветучилище в г. Ульяновске.
Впервые как самостоятельный художник Катя Медведева стала писать в 1976 году, когда устроилась оператором почтовой связи по подмене в г. Новый Оскол и получила свободное для творчества время. Добившись командировки в родное село Голубино, она навестила свою бабушку Медведеву Марию Назаровну, давно вернувшуюся из Азербайджана, и устроила 8 сентября 1976 года в своём селе первую в жизни персональную выставку.
В начале 80—х годов Катя Медведева обосновалась в Москве, нанявшись санитаркой в дом престарелых, где и жила. В московской прессе стали появляться заметки о новом народном таланте, о том, что самобытный художник находится в немыслимых условиях. В 1981 году Государственный Российский дом народного творчества устроил у себя её персональную выставку и дал путёвку в пансионат в Старой Ладоге. Старинный русский город, его соборы, неторопливая река Волхов, древние курганы и очень искренние приветливые жители вдохновили Катю на творчество. Из Старой Ладоги она привезла почти двести картин, поразив даже видавших виды художников. Многие из тех картин отправились в Европу. В 1982 году немецкий журналист и актёр Норберт Кухинке, ставший одним из первых собирателей картин художника, показал одиннадцать работ Марку Шагалу.
В 1984 году на выставке в Ницце, устроенной французским искусствоведом и коллекционером Рене Герра, где также выставлялись работы Марка Шагала, Матисса и Натты Конышевой, картина Кати Медведевой «Белые ночи Старой Ладоги» вызвала настоящую сенсацию.
Несмотря на растущую популярность, Катя Медведева не имела постоянного места жительства и ютилась в мастерских художников. Нередко её можно было встретить на Арбате. Однако не только именитые коллекционеры-дипломаты, но и состоявшиеся художники охотно покупали её наивную живопись.
В это тяжёлое время Катя Медведева бывала в мастерской художника Олега Бурьяна на Сретенке, где собирались коллеги по творчеству, а также поэты, музыканты, учёные, — люди неординарные, творческие и неравнодушные. Они помогли написать письмо в органы государственной власти, благодаря чему Катя Медведева получила квартиру сначала в ближнем Подмосковье, а потом обменялась на Москву. Отдельной мастерской никогда не имела.
Из-за крайне стеснённых условий жизни в Москве в 1999 году Катя Медведева перебралась в Касимовский район Рязанской области сначала в деревню Анемнясево, на родину Матроны Анемнясевской, почитаемой Русской православной церковью как святой. В 2005 году ненадолго переехала в село Перво того же района.
В 2006 году Катя Медведева сыграла саму себя в фильме режиссёра Владимира Сивкова «Инзеень-малина», снятого в жанре артхаус на Казанской киностудии. В картине рассказывается о молодом человеке (актёр Казанского ТЮЗа Павел Густов) из маленького городка Инзеень (на эрзянском языке означает «малина»), который ищет себя — пробует летать на дельтаплане, ведёт археологические раскопки, мечтает создать музей авангарда, — и в финале приближается к своей мечте. Съёмки с участием Кати Медведевой проходили в селе Перво Рязанской области, где в это время она жила и работала.
По версии Профессионального союза художников России, в соответствии со своим художественным рейтингом Катя Медведева номинирована в интернет-проекте «10000 лучших художников мира (XVIII—XXI вв.)».
В настоящее время живёт в Москве, в Марьино, недалеко от набережной Москвы-реки.
Дочь — Медведева Ирина Александровна, внук — Медведев Александр Владимирович.
Отзывов: 0
Этот автор был добавлен в каталог 13.08.2021