Козак Филип Михалович

Козак Филип Михалович

Об Авторе

Подробная информация:

​Поступление Ф. Казака в художественную школу стало определяющим для его жизненного пути, по значимости – вторым рождением. Отныне его жизнь и творчество стали единым целым, а искусство – естественной средой, без которой он не мыслит своего существования, для которого и которым живет. Скромный, застенчивый подросток был буквально опьянен совершенно новым, настоящим и бесконечным миром искусства. И до сих пор одной из главных особенностей его творчества является непоколебимое жизнелюбие. Восторг художника при соприкосновении с окружающей действительностью выплескивается на холсты в виде энергичных композиций, изящных натюрмортов, экспрессивных портретов и лирических пейзажей.

Творческое становление молодого художника проходило под знаком глобальных перемен в стране, вошедших в историю под названием «перестройка». Однако это не помешало Ф. Казаку получить серьезное художественное образование: два года обучения на курсах при Миланской академии изящных искусств в мастерской Лино Марзулли и учеба в Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии (факультет реставрации монументальной живописи), которую он закончил в 2006 году. Главным же фактором в формировании творческого языка художника был и остается активный самостоятельный художественный эксперимент и глубокое, проникновенной изучение творчества художников 19-начала 20 века. Если до учебы в Италии кумирами Ф.Казака были И.Левитан с его изумительным вкусом, изысканным колоритом и необыкновенным романтизмом, М. Шагал, покоривший его графикой и живописью, наполненными бесконечным мифологизмом, В. Поленов и Ф. Малявин с их эмоциональной насыщенностью и полнозвучным богатством колорита, то знакомство с творчеством таких художников, как П. Клее, Э.Нольде, Э. Мунк и других экспрессионистов начала 20 века, сначала было шоком, но потом позволило преодолеть законы традиционной реалистической школы и отдаться бесконечному творческому эксперименту, основанному на неисчерпаемой фантазии и неиссякаемом жизнелюбии художника.

Вначале эксперименты велись Ф. Казаком почти не выходя за рамки изучения творчества любимых мастеров. В 1999-2000 годах, когда художник полностью переключился с графики на живопись, в его работах еще можно увидеть практически прямые цитаты творческих приемов живописцев начала 20 века. Так «Деревенская свадьба»(1999) обнаруживает в себе черты аналитического искусства Павла Филонова с его уникальной протяженностью действия, холсты того же года «А скрипач где?» и «Курица в деревне» отсылают нас к Марку Шагалу и его сказочным мотивам, а «Городок» (2000), где натуральные формы рассекаются на небольшие фрагменты, образующие кристаллическую структуру, напоминает картины Жоржа Брака. В этот период постепенно формируются основные методы работы Филиппа Казака. Во-первых, его эксперимент перестает быть безудержным, он становится более спокойным, в нем уже нет прежней суеты, автор стремится сохранить свой стиль, а знание творчества художников-экспрессионистов начала 20 века и любовь к нему не перерастает в цитирование, а лишь демонстрирует глубинное понимание и уважение к достижениям этих мастеров. Во-вторых, формируется отношение художника к натуре. С одной стороны, натура для него – это импульс для творчества (при этом он может быть получен где угодно – на улице, в кафе, на вернисаже), с другой – художник не нуждается в цитировании натуры, она лишь толчок, а не постоянно подпитывающий материал. Таким образом складывается способ работы. Она ведется в мастерской, по памяти, художник отталкивается от ощущения, идеи, рожденной натурой, мыслью или чувством. При этом работы возникают серийно. Каждая серия включает в себя от трех до нескольких десятков холстов. Различные серии вырастают друг из друга. Мотив, рождаясь в одной серии, переходит в другую или служит толчком для возникновения совершенно неожиданного ряда работ. Одна серия может идти за другой, а может наступать перерыв, который длится не более нескольких недель.

В 2001-2002 годах начинает проявляться своеобразие художественного языка Ф. Казака. Постепенно приходит легкость в работе, серии сменяют друг друга, перерывы минимизируются. Колорит высветляется. В 2000-2001 годах еще проявляются циклы работ, выполненные в декоративной, кубистической манере. Темный насыщенный колорит, плотное письмо, практически лишенное живописных приемов, эти холсты подобны комбинациям детского конструктора, из которого составлены фигуры людей, и лишь картина «Крестики-нолики» (2001) благодаря включениям светлых тонов – почти карамельного розового и светло-зеленого, а также легкой деформации композиции, создает у зрителя положительный настрой. В эти же годы художник создает несколько серий, где он сочетает живописные и графические приемы. В дальнейшем использование в живописи линсарного рисунка и графических обозначений – укрупненных, декоративных авторских подписей и датировок, поясняющих текстов и различных символов – становится для него характерным приемом. Однако в этих циклах живопись является лишь декоративным фоном: в серии 2001 года «Революция» фон выполнен широким энергичным мазком в темно-зеленом, уходящем в черном колорите, а в серии 2002 года «Все живое радуется весне», напротив, фон светлый, почти белый, и выполнен мелким фактурным, будто вспененным мазком. В дальнейшем автор во всех своих работах применяет именно эти два способа наложения краски. Рисунок в вышеозначенных циклах создается тонкой линией, резко контрастирующей с фоном. В серии «Все живое радуется весне» линия немного растушевана, она как будто махрится, а разноцветные пятна пастельных тонов, почти как в акварели, лишь подсвечивают рисунок, усиливая положительную эмоциональную наполненность работ.

Сюжеты Филиппа Казака разнообразны. У него нет каких-либо особых предпочтений – это и портрет, и пейзаж, и натюрморт. Хотя наиболее близки ему композиции, в пределах которых разыгрывается какое-либо действо или разворачивается определенное событие, - мечтающая во сне мышь («Мышкины сны», 2007), стоящие на страже мира во всем мире вооруженные матрешки («Матрешки против войны», 2006) или бесконечный птичий путь в «Воронах, спускающихся с гор» (2006). Постепенно подвергаются трансформации принципы портрета. Если в портретах начала 200-х годов, лишенных детализации, выполненных буквально несколькими энергичными мазками, нет стремления передать точное сходство, а главная задача художника – запечатлеть настроение портретируемого, то уже через несколько лет на смену им приходят декоративные, изящные, полные причудливых изгибов линий и тонких градаций оттенков работы, где главные персонажи превращаются в иллюзорные образы-миражи, - «Влюбленные» (2003), «Мама» (2007), «Прогулка» (2007).

Особо хочется отметить пейзажи Ф.Казака. Созданные в разное время, в разной манере, будь то экспрессия ранних работ или деликатная декоративность последнего времени, они поражают изысканное тонкостью живописного видения, богатством цвета и линий, неисчерпаемым жизнелюбием и бесконечной фантазией.

В 2005 году Ф.Казак переходит на крупный формат. Если раньше формат 100х70 был для него самым большим, то теперь и 200з200 – не предел. На этих форматах художник яркими, мощными мазками создает композиции, сочетающие в себе элементы натюрморта, портрета и абстракции. Сам он характеризует из просто как «эксперимент с новым форматом». Но скорее всего – это новый этап игры, разворачивающейся на поверхности иного, чем раньше, масштаба холста. Экспрессия ранних работ, сочетание наива и изысканности, активная роль линейного рисунка, наработки в области композиции последних почти десяти лет, новизна формата – все это позволяет художнику создавать импровизации совершенно нового толка.

Филипп Казак активен не только в живописных экспериментах, он открыт к диалогу с самым широким зрителем. У него хватает дерзости и жизненного напора не ограничиваться рамками галерей и престижных выставочных залов, а предложить свое искусство самому широкому зрителю. Его искусство востребовано, его знают и узнают в широчайшей художественной палитре Санкт-Петербурга.

Участие в выставках:

1976 год рождения художника Филиппа Казака в городе Ленинграде (26 мая – день рождения)

1993 окончил художественную школу

1994 два года обучения в Миланской Академии Брера

2006 окончил СПбГХПА (бывшее училище им.Веры Мухиной)

1995 Галерея «Панигатти», Милан

1996 Выставка русских художников. Зал Палаццо Мерканте. Генуя, Италия.

1999 Выставка русских художников. Дублин, Ирландия.

2000 Чайный домик Петра, Санкт-Петербург

2001 Галерея «Арт-горд», Санкт-Петербург

2002 Галерея «Инк-клуб», Санкт-Петербург 

Выставочный центр Санкт-Петербургского союза художников России

Галерея «Нота Бене», «Крейзи Кот», Санкт-Петербург 

2003 Галерея «Арт-город», Санкт-Петербург

Чайный домик Петра, «Мифология ассоциативного письма», Санкт-Петербург

2004 Галерея «Борей», Санкт-Петербург 

Галерея «Н.А.И.В.», Санкт-Петербург

Галерея «Е.А.Е.», Лейден, Голландия

«Лучшее из Борея», Гент, Бельгия

2005 Галерея «Мансарда художников», Санкт-Петербург

2006 Галерея «Арт-аллея», Санкт-Петербург

2007 Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме, Санкт-Петербург

2008 Галерея «Арт-объект», Санкт-Петербург

Jamm Hall, Санкт-Петербург

Музей-квартира И.И. Бродского, Санкт-Петербург

Галерея «Кенади 2000», Бреша, Италия

Галерея «АртЛина», Верона, Италия

Резидентская программа для визуальных художников, Верона, Италия

2009 Еврейский общинный центр, Санкт-Петербург

Галерея «Стекло. Росвуздизайн», Санкт-Петербург

Галерея TIOINDIGO

Конгресс-отель CLERITON. Чехия. Прага

2010 Культурный центр «ГРАНИ»


Рейтинги
Общее впечатление:
Идея, мысль, посыл:
Мастерство исполнения:

Работы Автора





Этот автор был добавлен в каталог 13.08.2021