Клычев Иззат Назарович

Клычев Иззат Назарович

Об Авторе

Подробная информация:

​Родился 10 октября 1923 года в ауле Ялкым (ныне — Байрамалийский район Марыйского велаята Туркмении). «Отец Иззата Аннаклыч, мулла, образованный человек, просветитель и учитель, ещё до революции показывавший детям действующую модель Солнечной системы с вращением вокруг светила Земли и Луны, в 1933 году был репрессирован и с семьёй выслан из жаркой Туркмении в пронизанный ледяными ветрами Северный Казахстан. Там, в лагере, отец и мать умерли на глазах у десятилетнего Иззата». В 10 лет остался круглым сиротой, на попечении старшего брата Решида.

С 1938 года Иззат Клычев учится при школе-интернате при Ашхабадском художественном училище. В 1940—1942 годах он — студент этого училища. Большое влияние на становление молодого художника оказала его преподаватель Юлия Прокофьевна Данешвар — русская художница, ученица А. А. Дейнеки, её работы 1930—1940 годов — яркие страницы туркменской живописи.

Иззат Клычев писал: «И тут судьба подарила мне дружбу с нашим преподавателем живописи Юлией Прокофьевной Данешвар. Точнее говоря. вначале это было наставничество, материнская забота, и лишь позже, когда я повзрослел, Юлия Прокофьевна стала моим старшим другом».

В 1942 году добровольцем ушёл на фронт; солдатом отдельной роты связи воевал под Воронежем, участвовал в освобождении Харькова, форсировании Вислы и Одера. День Победы встретил в Берлине.

В 1947—1953 годах учился в Ленинграде в ЛИЖСА имени И. Е. Репина, где была создана национальная студия для одарённой творческой молодежи из Средней Азии, у А. М. Герасимова, Б. В. Иогансона, Ю. М. Непринцева, И. А. Серебряного. В мастерской Иогансона создал свою дипломную работу «В пустыне Каракум», которую блестяще защитил в 1953 году. «Именно Каракумы стали темой его дипломной работы. Чтобы выполнить её, Клычев пошёл простым рабочим в геодезическую экспедицию по Каракумам. Прокладывая все лето на пятидесятиградусной жаре трассу будущего Каракумского канала, художник находил время и силы делать наброски, эскизы. Через год после написания дипломная работа „В пустыне Каракум“ (1953) была экспонированна на Всесоюзной художественной выставке».

В 1953—1954 годах преподавал в Туркменском художественном училище имени Ш. Руставели (Ашхабад). В 1962—1965, 1970—1976, с 1982 года — председатель правления Союза художников Туркменской ССР.

Затем он аспирант в творческой мастерской академика А. М. Герасимова, где в 1957 году написал историческое полотно «За лучшую долю (На интервентов)» — первую монументальную картину исторического жанра в истории туркменского изобразительного искусства. «В пустыне Каракум» и «За лучшую долю», выполненные в классической манере русской реалистической школы, заслужили высокие оценки профессионалов и привлекли внимание широкой публики.

С начала 1960-х годов Иззат Клычев становится одним из выдающихся советских художников. Его творчество сформировало пути развития туркменской живописи. В числе наиболее известных полотен мастера — «Я и моя мама» (1964. Ашхабад, Туркменский Государственный музей изобразительных искусств), «Стригали» (1964. Москва, Дирекция выставок Союза художников СССР), «Легенда» (1964. Москва, Государственная картинная галерея СССР), Белуджи" (1965. Москва, Государственная Третьяковская галерея СССР).

Как писала искусствовед Маргарита Халаминская, хорошо знавшая искусство Средней Азии, «творческие усилия туркменских мастеров внесли заметную лепту в процесс формирования такого сложного и в то же время цельного в своей основе художественного явления, как советская живопись 60-х годов. Вершиной достижения стало творчество народного художника Туркмении Иззата Клычева, оказавшего влияние на всё изобразительное искусство республики и особенно на поколение живописцев, начинавших в это время свой путь».

«Вспыхнувший было вопрос о существе новаторства Клычева был благополучно решен. В 1967 году за серию произведения „Моя Туркмения“ ему присуждается Государственная премия СССР»..

С 1953 г. Клычев — постоянный участник крупных союзных, региональных и международных выставок. Его персональные выставки неоднократно экспонировались в Москве, Ашхабаде, а также во многих странах мира.

1960-е годы — время становления творчества художника. В 1967 году он пишет триптих «День радости», первый в истории национальной живописи, ставший событием в советской искусстве. Клычев обретает новый пластический язык открытого цвета, соединив традиции народного творчества с приемами «сурового стиля», определяя этим дальнейшее развитие туркменской живописи. «Искусство Иззата Клычева современно, и не только потому, что он черпает материал для своей работы из окружающей его жизни, а потому, что оно насыщенно пониманием духа времени с его теснейшим переплетением национальных и интернациональных начал».

В конце 1960-х — 1970 годах Клычев много и плодотворно работал: «Завтра праздник» (1972 Москва Дирекция выставок Союза художников СССР), «Восточный мотив» (1976). Мастер увлечённо пишет портреты простых людей и деятелей культуры, создавая череду запоминающихся образов: портреты писателей Берды Кербабаева (1969, Ашхабад, Туркменский Государственный музей изобразительных искусств), Хыдыра Дерьяева (1977) и многих других. Особо в его творчестве стоит тема туркменской женщины — он создал галерею национальных женских типов: «Мать» (1967, Туркменский государственный музей изобразительных искусств), «Мастерицы» (1969, Москва, Министерство культуры СССР), «Материнская радость» (1967, Туркменский государственный музей изобразительных искусств), «Молодая туркменка» (1979), «Вышивальщица» (1969), «Ковровщица»(1968). Блистательны и неповторимы его образы женщин-белуджанок, ставших широко известными: «Белуджанка» (1972), «Женщина-белуджанка» (1971).

Одна из особенностей его творчества — гармоничное восприятие другой культуры. Клычев много ездил за рубеж и создавал ряд серий, в которых многогранно и тонко переданы дух и самобытность страны и её народа: Египет (1966), Италия (1969, 1981), Куба (1971), Болгария (1976), Эфиопия (1973), Ангола (1978) и др. В них раскрывается дар незаурядного пейзажиста.

«Другое полотно так и называется „Счастье“. Пять мадонн Клычева, кажется собрали в этом уголке гранатового сада все равновесие мира. Картина „Счастье“ подчеркнуто декоративна. Может быть, потому, что и сама женщина, по мнению художника, — украшение жизни. Очевидно, столь импровизационное декоративное начало в этих работах привело американского художника Антона Рефрежье к мысли, которую он высказал однажды в письме к Иззату Клычеву: „Я думаю, в выражении Ваших образов и чувств Вам ближе манера импрессионизма“». Одновременно создает эскиз керамического панно для Туркменского национального цирка. «Серия изысканных миниатюр к восточным сказкам, изощренное владение орнаментом заставили еще раз отдать должное и традициям туркменской культуры, выраженной в неповторимом совершенстве текинских ковров, ювелирного серебра, редчайшей эстетической отделки даже предметов кибиточного и кочевого быта».

«Его творческое наследие огромно, оно бесценно и, являясь важнейшим вкладом в сокровища мирового и туркменского искусства, никогда не исчезнет. Они всегда будут служить приобщению людей к миру прекрасного, и воспитывать в них чувство любви к Родине, стремлению к познанию окружающего мира и приумножению добрых традиций и обычаев народа». В последние три года жизни он работал над исторической картиной, посвященной трагичным событиям туркменской истории — захвату войсками генерала Скобелева Геоктепинской крепости. Начиная свой путь в искусстве с исторических полотен, он хотел завершить его сложной философской притчей. Картина даже в неоконченном виде демонстрирует силу эмоциональной и творческой зрелости одного из интереснейших художников советского и постсоветского периодов.

Известные произведения:«В пустыне Каракум» (1953) — дипломная работа. Наброски и эскизы к этой картине И. Н. Клычев делал на пятидесятиградусной жаре в песках. Чтобы получить такую возможность, он нанялся на лето рабочим в геодезическую экспедицию, прокладывавшую трассу Каракумского канала. Картина была экспонирована на Всесоюзной художественной выставке (1954);

«Ледоход на Неве» (1956);

«За лучшую долю» (1957; в Музее изобразительных искусств Туркменской ССР, Ашхабад);

«Гозель» (1959; в Музее изобразительных искусств Туркменской ССР);

портрет О. Эрсарыева (1961; находился в Дирекции выставок Союза художников СССР, Москва);

серия «Моя Туркмения» (1963—1965). Полотно из этой серии «Белуджи» (1965) — в ГТГ;

триптих «День радости» (1967);

«В. И. Ленин» (1969—1970);

«Ветеран колхоза» (1971);

«Новое рождение» (1972; в Музее изобразительных искусств Туркменской ССР);

«Завтра праздник» (1972; находилась в Дирекции выставок Союза художников СССР);

«Мальчики» (1976);

«Дальняя застава» (1977);

«Заботы о мире» (1981);

«Радость семьи» (1987);

«Афганистан» (1988).

Наиболее насыщенный цвет в работах — красный. Картины И. Н. Клычева экспонировались в крупнейших галереях многих стран мира, от США до Японии. Его персональные выставки проходили в Азербайджане, Англии, Германии, Италии, Польше, России, Эстонии. Искусство Иззата Клычева оказало влияние на творчество туркменских художников 1960-х годов.

Работы находятся в собраниях

Государственная Третьяковская галерея. Москва.

Государственный музей искусств народов Востока. Москва.

Дирекция выставок Союза художников. Москва.

Художественный фонд. Москва.

Министерство культуры. Москва.

Туркменский государственный музей изобразительных искусств. Ашхабад.

Дирекция выставок Союза художников Туркменистана. Ашхабад.

Магнитогорская картинная галерея. Магнитогорск.

Работы художника находятся во многих частных собраниях мира.

Персональные выставки

2000. Галерея «Умай». Лондон.

2003. Персональная выставка. Ашхабад.

Признание:

Герой Социалистического Труда (1983);

орден Ленина (1983);

орден Отечественной войны II степени;

орден Красной Звезды;

медаль «За отвагу» и ряд других медалей;

народный художник Туркменской ССР (1964);

Государственная премия СССР (1967) — за серию «Моя Туркмения»;

член-корреспондент АХ СССР (1970);

народный художник СССР (1973);

действительный член АХ СССР (1988);

Государственная премия Туркменской ССР имени Махтумкули (1985);

Национальная премия имени Бяшима Нурали;

зарубежный почётный член Российской академии художеств;

депутат Совета Национальностей Верховного Совета СССР 9—11 созыва (1974—1989) от Туркменской ССР.​


Рейтинги
Общее впечатление:
Идея, мысль, посыл:
Мастерство исполнения:

Работы Автора





Этот автор был добавлен в каталог 13.08.2021