Родился 2 февраля 1914 года в городе Симферополе. Живописно-художественное образование началось в студии академика живописи Николая Семёновича Самокиша. По рекомендации Н. С. Самокиша продолжал обучение в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры с 1933 по 1937 год. Проходит мастерские Н.Наумова, Д.Кардовского, В.Шухаева. В 1941—1946 годах служил в рядах Советской Армии, участвовал в Великой Отечественной войне.
С 1946 года жил и работал в Крыму — в Алупке и Ялте. Здесь он трудился более 50 лет, выезжая для работы в среднюю полосу России, Карелию, Якутию, Украину. В 1997 году на основе коллекции картин, подаренных городу Алупке, был открыт Городской музей живописи художника.
Произведения художника экспонировались на 63 персональных и многочисленных коллективных выставках на Украине, в России, на 37 выставках в 22 странах мира, в том числе Канаде, Голландии, Норвегии, Австрии, Германии, Японии, Бельгии, Польше, США, Италии, Испании, Англии, Франции.
Более 600 работ были переданы художником в дар музеям Крыма, более 100 работ находятся в собраниях 42 музеев Украины и за рубежом. Коллекции работ Якова Басова являются частью постоянной экспозиции Ливадийского дворца-музея и Алупкинского государственного дворцово-паркового заповедника.
Яков Басов скончался 16 марта 2004 года в Алупке на 91-м году жизни.
Творчество:
В основе работ Я. Басова лежит принцип антропоцентризма. Этот принцип — ядро и двигатель эволюции художественной манеры художника, точка отсчета в эстетических рассуждениях. Согласно убеждениям художника, диалогичность и сотворчество — основа современной живописи и искусства в целом: они становятся возможны в произведении благодаря «правильной недосказанности». Она призвана пробудить в зрителе желание завершить картину, то есть домыслить, дочувствовать. Тем самым картина становится не только предметом отстранённого разглядывания, но и личным творческим объектом. Я. Басов своими работами старается «перевести его на свою орбиту, скорость, ритм и дать возможность тем самым „состыковаться“. Не влиять на него, подавляя ему присущие „скорости“, а увести в свободный полёт прекрасного ощущения жизни».
Основной живописный жанр, в котором работает художник, — пейзаж. Природа понимается как среда формирования сознания человека, как сущность, через которую наиболее полно можно передать все оттенки чувств, обращенные к человеку. Природа в работах Я. Басова выступает живой, динамической, эстетически совершенной стихией. Эта стихия в своём законченном выражении является символом, формой для выражения внутренней, истинной сущности духовности. «Пейзаж — это святая святых для разговора с человеком. Ему близко и небо, и деревья, и море. Это та область, где в диалоге можно встретиться, ответить на вопросы зрителя посредством живописи. Вне доброты не может быть творчества. Дерево — это величайшее религиозное чувство. Религия — это любовь, пронизывающая взгляд на бытие мира. Это не абстракция, если я его дух поднял из бездны чувств».
В плане осмысления образной сути пейзажей Якова Басова знаменательны его размышления о метафоричности и символическом характере живописного языка. Символ, в трактовке художника, имеет двойственный характер: с одной стороны, — это «символ не предметов, а нашего восприятия жизни со всеми тончайшими оттенками», которые дано увидеть художнику; с другой стороны, каждый пейзаж, каждое его состояние имеет свой символ, свой «знак выражения» — это своеобразный «ключ», раскрывающий состояние пейзажа. Поэтому, утверждает автор, изобразительное искусство — это искусство символов, что дает возможность художнику не имитировать зримый мир, создавать не натуралистическое произведение, а передавать движение, «вечный ток жизни», любовь и отчаяние художника.
Основные циклы работ:
Исполненные маслом серии пейзажей Москвы, Ленинграда, Прибалтики, русского Севера, Крыма (1946 — 1962)
«Сельские мотивы» (1962)
«По Северу» (1964)
«Львов» (1965)
«Моя Украина» (1969)
«Весна на Украине» (1971)
«Севастополь» (1972)
«Керчь рыбацкая» (1974)
«Весна в колхозе „Украина“» (1975)
«Земля весенняя» (1977)
«Черное море» (1978)
«Якутия» (1978)
«Земля Украины» (1980)
«Пейзажи Украины» (1981)
«Киев сегодня» (1982)
«Пейзажи Крыма» (1984)
триптих «Памяти героев Аджимушкая» (1984)
«Ялта — город у моря» (1987)
«Земля Тавриды» (1991)
«Времена года» 1995)
«Лики древней земли» (1966 — 1998)
Награды и звания:
Народный художник Украины (2004)
Заслуженный художник УССР (1978)
Лауреат Государственной премии Автономной республики Крым (1997)
Почётный гражданин Алупки (1999)
медали
Отзывов: 0
Этот автор был добавлен в каталог 13.08.2021