Первым учителем Владимира Перцова был брат матери Владимир Михайлович Голицын, так определявший свою профессию — «художник-литератор, изобретатель детских игр».
«Вот это волшебство художника меня просто поразило, — признаётся Владимир Перцов. — Я много рисовал, а дядя приговаривал: «Рисуй больше — художником станешь…»» Владимир Голицын умер в 1943 году от истощения в лагере города Свияжска. В изданной в 1973 году книге о нём Владимир Перцов поместил статью «Детская книжка».
В 1956 году Владимир Перцов окончил Московского полиграфического института, курс П.Д. Гончарова и Г.Т.Горощенко. По присвоении диплома художника-графика был распределен в Гослитиздат. Первые 2 года проработал техническим редактором, хорошо узнав издательскую и книжную кухню. С 1958 года работал художественным редактором в Госполитиздате, где работали тогда многие книжные художники, выпускал детские отрывные и настенные календари.
С 1960 года — свободная работа по заказам издательств, главным образом в издательстве «Советский писатель», где зачастую оформлял стихи молодых поэтов. К этому времени относятся и первые поиски в области шрифта. Встреча с сокурсником Юрой Молокановым, пригласившим художника в редакцию журнала «Мурзилка», где Юрий незадолго до того выиграл конкурс и стал главным художником.
«Там Молоканов создал очень сильный коллектив художников – петербуржцы: Лебедев, Конашевич, Васнецов, Чарушин, Курдов, москвичи: Рачев, Ермолаев, Шмаринов, Горяев, Маврина, вскоре Лемкуль и Митурич , яркими звездами там блистали Лосин и Монин, а также Чижиков, Скобелев, Елисеев».
В журнале «Мурзилка» Перцов постепенно стал активно рисовать: «Я много рисовал в скверах, на улицах, во дворах детей, их особую пластику движений, стал рисовать и всякие детские спортивные игры. Лосин и Монин повели меня в издательство «Детский мир», им руководил хороший художник Иван Бруни, с которым я был немного знаком по семье Фаворских. Это издательство вскоре стало именоваться «Малыш», и я стал делать брошюры-книжки для детей».
В 1965 году — первая большая и самостоятельная работа над книгой — былина «Садко» в очень хорошем пересказе А.Н.Нечаева.
«Я очень увлекся этой работой, поехал даже в Новгород, который был очень разрушен войной и советской властью, стал искать там какие-то реалии далекого прошлого. И представьте себе – нашел: огромную кучу снега (была зима), под которой, как мне объяснили работники музея, были развалины церкви XIV века, построенной богатым новгородским купцом, а тогда бывшим посадником «Сотко Сатинычем». Я тогда сразу решил, что это и был реальный Садко, я и теперь так думаю, который сам и сочинил эту замечательную былину, чтобы как-то объяснить происхождение своего богатства. Стало быть эта былина и рассказывает о Новгороде XIV века и нечего ее рядить в фантастические одежды. Но и XIV век было найти в Новгороде тогда непросто, ведь русская история тогда начиналась с 1917 года. Эта книга, когда ее напечатали и иллюстрации были на выставке, произвели, пожалуй, фурор и они понравились и публике, и критикам, и художникам, и всякому начальству.
А тут же мне заказали еще одну книжку, принесшую мне тогда славу художника русской темы, к которой тогда наконец стали относиться с пиететом. Я сделал иллюстрации к сказу старинного друга моего дяди,- замечательного художника детской книги, настольных игр, журнальной иллюстрации Владимира Михайловича Голицына – книгу Бориса Шергина, недавно на Рождественском бульваре открылся даже его музей. Я уже несколько раз примерялся сделать к нему иллюстрации, но не выходило. Этот сказ – «Ваня Датский», был мной сделан, как и «Садко», с активным употреблением шрифта, рисунки состоят из крупных главных фигур, меньших – второстепенных и более мелких – всяких событий, которые образуют как бы клейма. «Ваня Датский» – эта книжка, хотя прошло уже почти 50 лет, и сейчас моя гордость , мечта — её переиздание».
Художник специализировался на близкой ему волне: русская историческая тема, не только книжки по русской истории, но и русские сказки, былины, песни, стихи и прочее. В тоже время были сделаны и многие другие книжки. Художник книги не всегда самостоятельно выбирает себе тему.
Владимир Валериевич много писал шрифтов для своих друзей, каждый раз надо было найти соответствие не только с текстом и его содержанием, но и со стилистикой автора-художника, с его пластическим и композиционным замыслом.
«…Обычно деньги мне за это какие-то платили, но помянуть хотя бы в выходных сведениях о моем участии забывали, и мои шрифты воспринимаются, как написанные самим художником – ну что ж, я и старался их так писать, чтобы казалось, что их написал сам художник. Особенно много я написал шрифтов Маю Митуричу, кажется к его стилистике мои шрифты особенно подходили.»
Художник Май Митурич написал о своём друге Владимире Перцове: «Яркий иллюстратор, вдумчивый, серьёзный рисовальщик, Перцов к тому же великолепно владеет шрифтом. Будучи добрым товарищем, он никогда не отказывает в помощи по части шрифта своим менее разносторонним друзьям. Нельзя без восхищения наблюдать за тем, как Перцов рисует (именно рисует) свои буквы. Без эскиза, даже без предварительной разметки и обязательных линейки и угольника, вначале задумавшись, он водит в воздухе кисточкой или пальцем. Прицеливается. Слово, строку он может начать рисовать с середины, с конца. И становишься свидетелем подлинного чуда, когда кривоватые в отдельности буквы укладываются, благодаря чудесному ритмическому дару художника, в стройные звучные строки, органически связанные с предложенным ему изображением».
В 1968 году была сделана книжка, написанная писателем Олегом Тихомировым про Александра Невского.
«Здесь былинный, фантастический момент отсутствовал, хотя еще чувствовался. Я тогда же решил уговорить автора написать еще про Дмитрия Донского и про Минина и Пожарского. Хотя реальная история лишает художника многих красок, все же он задачу выполнил и в конце концов из этих трех книжек получилась одна «На страже Руси», к которой я сделал два форзаца – карты и планы событий — и разворотный титул. В ней более 100 рисунков и она сделана в единой композиционной системе, которая дала мне широкие возможности для иллюстрирования. Но все же реальность многих ситуаций вынудила меня чуть умерить красочность».
Владимир Перцов проиллюстрировал «Былины», «которые я делал сначала для Киева, потом они переиздались в Москве, былины, соединенные в один сюжет писателем Ильей Сельвинским под названим «Три богатыря», совместно с друзьями В.Лосиным и Е.Мониным сборник рассказов разных авторов о ремеслах. «Серебряная пряжа», сказки И.Шурко «Сотворение мира», недавно в издательстве «Фортуна» вышел сборник былин, сделанных мной в разное время, церковь святой Татьяны издала с моими иллюстрациями «Евангельские рассказы» — все это довольно значительные книги в переплетах».
В 1972 году создает переплет и часть рисунков книги, по которой начинали свое образование миллионы соотечественников: “Букварь”, который выдержал немало переизданий. Образом для рисунка обложки стал сын художника.
В 1978 году Владимир Валериевич Перцов стал Заслуженным художником РСФСР.
Владимир Перцов сделал много мелких книжек и несколько крупных, всего же им было проиллюстрировано и оформлено более 200 книг. Из наиболее крупных – сказки о Петре I «Находчивый солдат», «Русские народные сказки», «Былины», три серии рисунков к сочинению Олега Тихомирова «На страже Руси», былина «Садко»; «Ваня Датский» Б. Шергина; «Слово о полку Игореве»; «Сказка о рыбаке и рыбке», «Полтава» А. С. Пушкина; «Мороз Иванович» В. Ф. Одоевского; «Федорино горе» Корнея Чуковского; «Конек-Горбунок» Петра Ершова.
Плодотворным было сотрудничество художника с другим братом матери писателем Сергеем Михайловичем Голицыным. Владимир Перцов проиллюстрировал четыре его короткие исторические повести — «Сказание о Евпатии Коловрате», «Ладьи плывут на север», «До самого синего Дона», «Про бел-горюч камень», другие книги.
Любовь к истории, глубокое знание её позволили Владимиру Перцову создать иллюстративные циклы, посвящённые великим русским полководцам, Отечественной войне 1812 года. Так получилось, что ещё в детстве он попал на Бородинское поле, где его мама оформляла музей битвы, писала шрифты. Володя, запоминавший всё на лету, водил экскурсии по музею и по полю. Гораздо позже всё это пригодилось, когда художник рисовал солдат и офицеров русской и французской армий, лошадей, батальные сцены. Нарисовал он и своего прапрадедушку — командира Сумского гусарского полка, генерала, портрет которого висит в Эрмитаже в галерее героев Отечественной войны 1812 года.
Его рисунки можно отличить по сложным, многофигурным композициям. Четкие простые линии передают напряжение движений и заставляют ожить сюжет. Его рисунки можно смотреть долго и всегда открывать для себя что-то новое, неожиданное. И конечно, поражает великолепное знание исторического и этнографического материала. Его рисунки по колориту очень музыкальны, настолько он умеет сопоставить цвета, их отношения, тона, колорит. Они рождают мелодию возвышенную, взволнованную и суровую.
В 1996 году художник написал свою единственную картину: «А.С.Пушкин в гостях у Перцовых в Казани в 1833 году».
«Эта встреча действительно имела место быть, Пушкин был знаком с Эрастом Перцовым, старшим братом моего прадеда, по Петербургу и даже (очень сдержано) хвалил его стихи, и они договаривались выпускать какую-то газету на деньги Эраста. А.С. Пушкин тогда собирал материалы по Пугачевскому мятежу, и его привел к Перцову Е.А.Баратынский, который его встречал и жил тогда в Казани у своего тестя Энгельгардта».
«Старший брат моего прадеда Эраст Петрович Перцов был душой общества в Казани. Когда Пушкин собирал материалы о пугачёвском бунте, побывал у него в гостях, познакомился с многочисленными домочадцами Эраста Петровича: в семье было 13 детей. Об этом факте упоминается в изданной в Казани книжке «Пушкин в Казани». А я написал картину о встрече Эраста Петровича и Пушкина. Как выглядел Александр Сергеевич, я знал, а как выглядели мои родственники, не знал. На фотографиях, сделанных примерно 40 лет спустя, они уже старики. И я написал вместо них… своё семейство: маму, себя, своих детей и внуков примерно в том возрасте, в котором были Перцовы, принимавшие Пушкина».
С 1987 по 2005 годы Владимир Валериевич Перцов преподает в стенах родного Полиграфического института (ныне Университет Печати им. И.Федорова) а также в Суриковском институте. За время его преподавания в самостоятельное творческое плавание вышли многие поколения молодых художников.
В 2002 году художник Владимир Перцов получил звание Заслуженного деятеля искусств Российской Федерации.
С 2002 года по настоящее время художник написал и опубликовал несколько своих книг: рассказы о русских святых «Русские святые», путеводители по Подмосковью и соседним областям, а также подготовил и оформил издание нескольких книг, среди которых “Русский рисованый шрифт”, которую он сам и написал.
«Все время мои основные интересы были связаны с натурной работой над пейзажем, в том числе городским, с портретом, вообще с натурой (акварель, темпера, масло). Я считаю это очень нужным художнику книги, детской в том числе».
За время существования Российских и Союзных конкурсов на лучшее оформление книг, оформленные В.В. Перцовым книги получили 40 дипломов различных степеней. Во время всей своей художественной деятельности художник создавал многочисленные шрифтовые работы, в основном писал шрифты для своих друзей, художников детской книги. А также сделал наборную гарнитуру, в том числе и скоропись (курсив), в кириллических формах, её сейчас вовсю используют. За эти годы было создано большое количество рисунков для разных журналов – «Мурзилка», «Веселые картинки», «Вокруг света», «Огонек» и многих других.
Он много работает в станковой графике. И здесь круг его интересов очень широк. Он — великолепный портретист и пейзажист. Исполнил несколько графических серий о поездках по Кавказу, Средней Азии, Сибири, Камчатке, Нижней Волге, Подмосковью. Известны его путевые зарисовки по Франции. Значительным считает цикл работ «По святым местам» (Иерусалим).
Произведения Владимира Перцова представлены в Третьяковской галерее, Русском музее, частных собраниях в нашей стране и за рубежом.
Отзывов: 0
Этот автор был добавлен в каталог 13.08.2021