Произведения находятся в центральном театральном музее им. Бахрушина, Музее искусств Дагестана, ДГОМ, дирекции художественных выставок СССР, Художественном фонде РСФСР, в корпоративных и частных собраниях в России и за рубежом.
Краткая творческая биография
По данным Альбома-каталога произведений 1965—1993 годов:
1947—1957 — Занятия в изостудии Дома пионеров и Дома народного творчества
1957—1962 — Учёба в Дагестанском государственном университете на физико-математическом факультете
1962 — Начинает преподавать черчение, начертательную геометрию и перспективу в Дагестанском художественном училище им. Джемала
1975 — Член Союза художников СССР; Начало работы главным художником Кумыкского музыкально-драматического театра им. А. П. Салаватова
1979 — Звание — Лауреат республиканской премии ДАССР им. Г. Цадасы
1980 — Диплом Всесоюзного конкурса драматургии ГДР на советской сцене за оформление спектакля «Что тот солдат, что этот» Б.Брехта
1981 — Звание — Заслуженный деятель искусства ДАССР
1985—1993 — Главный художник Государственного Русского драматического театра им. Горького
1990—1991 — Творческие поездки в Германию (Бланкенхайм, Ольденбург), Францию, Венгрию, Польшу, Литву и Латвию
Творчество:
Согласно Вильяму Мейланду, «Эдуард Путерброт был универсален: сценография, живопись, станковая графика, плакат, малая пластика». «Огромной театральной сценой художнику виделось все окружающее его с детства пространство страны гор. Дагестан питал его творчество постоянно.» По оценке критика, Путерброт опроверг известную формулу Киплинга — «Запад есть Запад, Восток есть Восток, и с мест они не сойдут». У него Восток и Запад передвигались и совмещались. Он был редкостным знатоком культуры и искусства разноязыких народов Дагестана, но он также стремился видеть весь мир и жадно интересовался современным искусством, часто приезжал в Москву и другие художественные центры страны.
По словам московского искусствоведа Ивана Купцова: «Эдуард Путерброт, как никто другой, был верен дагестанским традициям, высокой культуре лучезарных, но тонких световых сочетаний. … Его творчество проницательно, образно, оно обладает масштабностью и эпичностью,…где каждая деталь преобразована его интуицией»". «Э.Путерброт понимал живопись не как музыку цветом, а как письменность цветом, и в этом его принципиальное отличие от беспредметности как эксперимента и цветоформообразования», — писал художник Юрий Августович.
Э.Путерброт работал над «переводом» на язык современного искусства символики старинных ритуалов, сакральных изображений, легенд Дагестана. Как отмечает искусствовед, арт-критик Виктор Мартынов, «Легенды, предания, мифы и сказки горских народов сплелись в его эстетическом сознании в тугой клубок импульсивных пристрастий, интуитивных озарений, неожиданных ассоциаций и хрестоматийных реминисценций».
Выставки, отличия
Журнал «Бизнес-Успех» объявил 2010 год годом Эдуарда Путерброта в Дагестане. Юлия Головешкина в статье, посвящённой 70-летию со дня рождения Э.Путерброта, описывает четыре выставки на разных арт-площадках республики.
Упоминаются следующие выставки и проекты:
выставка «Память», организованная в апреле в Москве Музеем истории города Махачкалы;
проект художника Магомеда Кажлаева «Кодекс»: Эдуард Путерброт и художники Дагестана";
«Марсианский хлеб» — вечер памяти и выставка работ по сценографии Эдуарда Путерброта в галерее искусствоведа Вагидат Шамадаевой;
большая экспозиция работ Эдуарда Путерброта из собрания семьи художника в рамках проекта «Первой галереи» (Республика Дагестан);
альбом-каталог «Эдуард Путерброт. Возрождение»;
сборник статей художника и о художнике, собранных Джамилей Дагировой из архивов библиотек и друзей автора.
Э. Путерброт входит в Единый художественный рейтинг и Международный художественный рейтинг Профессионального Союза художников России «10000 лучших художников мира» по признаку «категория не ниже третьей». Сертификат Единого художественного рейтинга Профессионального Союза художников России свидетельствует о присвоении категории 3-А.
Отзывов: 0
Этот автор был добавлен в каталог 13.08.2021