Нариманбеков Тогрул Фарман оглы

Нариманбеков Тогрул Фарман оглы

Об Авторе

Подробная информация:

​Биография

Происхождение:

Дед Тогрула по отцу шушинец Амирбек Нариманбеков был губернатором Баку. Его сына Фармана, также родившегося в Шуше, правительство Азербайджанской Демократической Республики направило из Баку на обучение в Европу в числе 40 специалистов. Так, отец Тогрула поступил на энергетический факультет университета Тулузе. В период учёбы в Тулузе Фарман женился на француженке портнихе Ирме ля Руде. В 1926 году у них родился первый сын — Видади Нариманбеков. Затем они переехали жить в Париж. В 1929 году Фарман Нариманбеков решил вернуться в Баку. После возвращения с женой и с трёхлетним сыном в Баку, Фарман начал работать над строительством Мингечаурской ГЭС.

Детство и юность:

7 августа 1930 года в Баку родился Тогрул Нариманбеков. В том же году скончался его дед Амирбек Нариманбеков. Вскоре отца Тогрула, как и многих из тех, кто получил образование в Европе, репрессировали и сослали в Сибирь, а мать Ирму в 1941 году — в Самарканд. Она прожила там до 1961 года, не имея права на выезд. Только благодаря усилиям Тогрула она смогла вернуться в Баку. Отец художника тоже после амнистии вернулся в Мингячевир и был профессиональным энергетиком.

Тогрул Нариманбеков учился сначала в Азербайджанском художественном училище имени Азима Азимзаде, затем, с 1950 по 1955 год — в Литовском художественном институте в Вильнюсе.

Творческий успех:

С 1952 года Тогрул Нариманбеков является участником художественных выставок. В 1961, 1965 и 1975 году состоялись персональные выставки в Баку. В 1967 и 1972 — в Москве, в 1972 году — в Вильнюсе, в 1973 — в Волгограде, в 1965 — в Праге, в 1973 — во Вроцлаве, Варшаве и Сопоте, в 1975 — во Львове.


С 1955 года — член Союза художников СССР. В 1967 году удостоен звания «Народный художник Азербайджана», в 1989 году — народный художник СССР.

Произведения Нариманбекова — декоративно-праздничные, построенные на напряжённом, восходящем к национальным традициям азербайджанского искусства цветовом ритме. Они отличаются энергичностью мазка, напряжённостью форм, звучностью колорита, а порой примитивистской характерностью. Нариманбеков считал необходимым для искусства (в частности, живописи) возвращение к истокам национальной культуры. Своё творчество описывал как сочетание абстрактного и фигуративного искусства.

Нариманбеков является автором жанровых композиций («Заря над Каспием», 1957, Азербайджанский музей искусств, Баку; «На полевом стане», 1967, Третьяковская галерея; «Перед праздником», 1971), пейзажей («Баку», 1964, Азербайджанский музей искусств, Баку), портретов (С. Бахлулзаде, 1959) и натюрмортов («Гранаты и груши», 1961, Музей искусства народов Востока, Москва), росписей (в зданиях Азербайджанского театра кукол имени А. Шаига, 1975, 1978; фойе гостиницы «Москва», 1977; Верховного Совета Азербайджанской Республики, 1980, — все в Баку)

Также Нариманбеков работал над театральными декорациями. В 1968 году он оформил балет «Тени Кобыстана» Фараджа Караева (Театр оперы и балета им. М. Ахундова, Баку). В 1974 году за оформление хореографической поэмы «Сказание о Насими» в Азербайджанском театре оперы и балета им. М. Ф. Ахундова был награждён Государственной премией Азербайджанской ССР. А в 1980 году за оформление балета «1001 ночь» Амирова — награждён Государственной премией СССР.

Помимо деятельности художника, Нариманбеков являлся обладателем прекрасного голоса и в юные годы исполнял различные арии азербайджанских и зарубежных композиторов. С конца 1980 года жена Тогрула Нариманбекова Севиль регулярно работала вместе с ним в организации его концертов. Севиль Нариманбекова также являлась директором художественных выставок художника. В начале 1998 года состоялся соло-концерт Нариманбекова под аккомпанемент Азербайджанского государственного симфонического оркестра, а также выставка его новых работ в Театре оперы и балета.

5 августа 2000 года по указу президента Азербайджана Гейдара Алиева Нариманбеков за большие заслуги в развитии культуры Азербайджана был награждён орденом «Истиглал» (Независимость). 9 августа 2010 года по указу президента Азербайджана Ильхама Алиева Нариманбеков за заслуги в развитии азербайджанского художественного искусства награждён орденом «Шараф» (Честь).

Последние годы и смерть:
С 2001 года согласно контракту, заключённому с парижскими галереями, половину года Нариманбеков должен был работать в Париже, где он и скончался 2 июня 2013 года. Нариманбеков болел сердечным заболеванием и ему за два месяца до смерти была сделана операция по пересадке сердечных клапанов. Однако его состояние ухудшилось, после чего он снова был помещен в госпиталь имени Жоржа Помпиду, где художник и скончался. Узнав о смерти отца, его дочь Асмер Нариманбекова приехала в Париж, где столкнулась с препятствием в деле по перенесению тела художника в Баку. Вторая жена Нариманбекова Севиль Нариманбекова (Наджафзаде) настаивала на том, чтобы Нариманбеков был похоронен во Франции. По словам дочери, Тогрул Нариманбеков хотел быть похоронен в Азербайджане. Около месяца тело художника находилось в морге. Для решения проблемы со второй семьей отца Асмер Нариманбекова наняла французских адвокатов. Помощь Нариманбековой оказывало также посольство Азербайджана во Франции.

В итоге суд вынес решение о том, что покойный должен быть похоронен во Франции. Асмер Нариманбекова подала апелляцию, но она была отклонена. 3 июля Тогрул Нариманбеков был похоронен на кладбище Пасси в Париже. В числе присутствовавших на похоронах были члены семьи покойного, представители посольства Азербайджана во Франции, заместитель министра культуры и туризма Азербайджана Назим Самедов, а также председатель Союза художников Азербайджана Фархад Халилов.​

Рейтинги
Общее впечатление:
Идея, мысль, посыл:
Мастерство исполнения:

Работы Автора





Этот автор был добавлен в каталог 13.08.2021