Салиенко Наталья Петровна

Салиенко Наталья Петровна

Об Авторе

Подробная информация:

​Наталья Петровна рассказала: «Первая детская книжка была “Песенки” К.Чуковского в “Малыше” в 1988 году. И я наивно предположила, что смогу делать детские книжки более или менее честно. Потом были “Девочка и разбойники” Л.Толстого [М.: Малыш, 1990] и “Мойдодыр” К.Чуковского [Волгодонск: Товарищество “ППП”, 1993]. Словом, как-то всё налаживалось. Появился сын, и стала рисовать для него и про него. А потом была перестройка. И я растерялась. Спасало то, что была привычка рисовать в стол. Но на каком-то этапе я просто перестала понимать, как существовать в рамках предлагаемой эстетики. Предлагаемой “новыми” людьми и издателем. Человек слаб, и не всем удалось пройти по жёрдочке, не потеряв лица. Поэтому практически все 90-е — это жестокая халтура и зарабатывание денег…»

О работе над «Путешествиями Гулливера» Дж.Свифта: «На самом деле я считаю себя художником одной книги — “Путешествия Гулливера” [М.: Белый город, 2002], которую я рисовала в год смерти моего отца и посвятила ему.

Это очень откровенная, искренняя книга, своего рода попытка вернуться к юношеским амбициям. Мне хотелось сделать интеллигентную, светлую, изящную книгу, ведь обычно я работаю грубо, аляповато… Очень признательна главному художнику издательства Владимиру Тимофеевичу Чапле. Он мне помог тогда поверить в себя, как в полноценного художника, способного сделать деликатную иллюстрацию к подлинным произведениям литературы» (Салиенко А. Беседа с художником-графиком Натальей Салиенко // Справочник художника, графика, дизайнера по артиндустрии: 2004. — М.: ГАММА, 2003. — С. 100-102).

«После “Гулливера” удалось что-то сделать для зарубежных издательств, например, “Девочку со спичками” Х.К.Андерсена [Южная Корея, издательство “Самсунг”, 2003]. В 2004 году — “Муму” И.Тургенева [М.: Белый город, 2004]. Была ещё “Козетта” в “Стрекозе” [2006]. Её любят дети и ещё пожилые дамы… Ну и вся эта игра в поддавки продолжалась до “Трёх толстяков” в “Махаоне” в 2007 году. Ил. Н.Салиенко к книге Д.Сабитовой «Цирк в шкатулке»Я стала пытаться воевать. С самой собой. С издателем. С привычкой с закрытыми глазами лепить чудовищные картонки. Увы, я не вижу победного конца. Видимо, останусь автором серий иллюстраций и пары нормальных книжек. Вот “Самокат” сделал “Цирк в шкатулке” Дины Сабитовой в 2008 году».

«Наталья — художник пессимистического склада, который всё вокруг видит “в чёрном цвете”, что отражается и в её иллюстрациях. “Не получается мне сделать из себя «жизнерадостного идиота», я начинаю лгать”, — признаётся художник. Среди людей, знакомых с творчеством Салиенко, распространено мнение, что её книги имеют трагически-драматический отпечаток. Наталья не скрывает этого — её рисунки действительно часто печальны, но эта грусть несёт в себе оттенок ностальгии. Художник не пытается проникнуть во внутренний мир ребёнка, так как каждый малыш — это уже индивидуальность, отдельная личность.

Чтобы быть понятной детям, она обращается к своему детству, вспоминая себя ребёнком и соизмеряя свои ощущения с маленьким читателем, которому адресованы её иллюстрации. “Детские слёзы, обиды и комплексы запоминаются больше, чем радости, — считает Наталья. — Чтобы научиться сопереживать ребёнку, взрослый человек должен на время вспомнить себя маленьким, наивным, беззащитным и доверчивым. Ведь “детский мир” состоит не только из сахарных “розово-салатных” тонов, в нём, может быть, гораздо больше (чем даже во взрослом) сложных коллизий и конфликтов, часто кажущихся ребёнку трагическими и неразрешимыми”. В отличие от художника-станковиста, который, погружённый в свой внутренний мир, находится наедине с самим собой, иллюстратор детской книги должен идти в “среду”, чтобы в своей работе избежать вранья и профанации. Здесь недостаточно только ностальгических детских воспоминаний, с детьми надо общаться, как это делали многие писатели, ставшие классиками детской литературы»(Фёдорова А. «Я не хочу обманывать читателя…» // Детская литература. — 1998. — № 5-6. — С. 94-99).

О наградах и выставках: «Наград у меня немного. Почётный диплом Всероссийского конкурса “Искусство книги” в 1989 году. Выставки в Братиславе и во Франкфурте в 2003-м. Многочисленные книжные выставки от МОСХа, почти все с 1987 года. Ещё есть всякие дипломы от министерства печати за многолетнюю работу в “Мурзилке”».​


Рейтинги
Общее впечатление:
Идея, мысль, посыл:
Мастерство исполнения:

Работы Автора





Этот автор был добавлен в каталог 13.08.2021