Розанова Ольга Владимировна

Розанова Ольга Владимировна

Об Авторе

Подробная информация:

Пройдя несколько направлений авангарда, вышла через супрематизм к цветописи, на несколько десятилетий предвосхитив развитие абстрактного искусства. В 1917 году создала один из шедевров беспредметной живописи ХХ века — картину «Зелёная полоса». Несколько лет находилась в близких отношениях с Алексеем Кручёных.

Биография

Ольга Розанова родилась 21 июня (3 июля) 1886 года уездном городе Меленки Владимирской губернии. Отец Розановой — Владимир Яковлевич Розанов, уездный исправник, коллежский асессор, мать — Елизавета Васильевна Розанова (в девичестве Орлова), дочь священника. В семье, помимо младшей Ольги, было ещё трое детей: Алевтина, Анатолий и Анна. В Меленках у Розановых был собственный деревянный дом на Казанской улице, недалеко от Покровского собора. В этом соборе 26 июня (8 июля) 1886 года Ольга Розанова была крещена.

В 1896 году семья Розановых переезжает во Владимир, где поселяется в доме матери Ольги на Борисоглебской улице (ныне — Музейная улица) в старом центре города. Здесь с 1896 года по 1904 год Ольга Розанова училась в женской гимназии, после окончания которой уехала в Москву, чтобы учиться живописи. В Москве она снимала комнату на 3-ей Тверской-Ямской улице. С 1904 года по 1907 год Розанова училась в частном художественном училище живописи и скульптуры Анатолия Петровича Большакова (Мясницкий проезд, 4). Ученические этюды этого периода относятся к наиболее ранним из известных работ Ольги Розановой. Их сохранилось довольно мало, хотя на её посмертной выставке в 1919 году они были представлены достаточно полно.

В августе 1907 года Розанова пыталась поступить в Императорское Строгановское Центральное художественно-промышленное училище, однако получила отказ и продолжила заниматься в частных студиях. В некрологе, помещенном в газете «Искусство» 5 января 1919 года, упоминается, что художница все же посещала Строгановское училище, но недолго, так как её не удовлетворяла царившая там система преподавания. Искусствовед и специалист по творчеству Ольги Розановой Н. А. Гурьянова считает, что она могла некоторое время посещать училище в качестве вольнослушательницы.

В конце 1907 года Ольга Розанова поступила в Художественную школу К. Ф. Юона. По мнению Н. А. Гурьяновой, уроки в этой школе оказали наибольшее влияние на творческое становление Розановой. В конце 1900-х в мастерской Юона учились рисунку и живописи будущие авангардисты Любовь Попова, с которой Розанова сдружилась уже в 1907 году, Надежда Удальцова, Алексей Кручёных и Сергей Шаршун, в 1914—1915 годах — Варвара Степанова.

В начале 1910 года в Петербурге познакомилась с Николаем Кульбиным и через него с Михаилом Матюшиным и Еленой Гуро, на квартире которых приняла участие в создании общества художников «Союз молодёжи». В 1911 году Розанова переехала из Москвы в Петербург и поступила в художественную школу Е. Н. Званцевой, где в то время преподавали Мстислав Добужинский и Кузьма Петров-Водкин, но вскоре оставила её. Тогда же сблизилась с Павлом Филоновым, Казимиром Малевичем, Владимиром Татлиным и Владимиром Маяковским. После переезда в Петербург художница участвует во всех выставках «Союза молодёжи» и становится одним из его наиболее активных членов.

В 1912 году Розанова познакомилась с поэтами-футуристами Велимиром Хлебниковым и Алексеем Кручёных. С последним её связывали близкие, интимные отношения: они сожительствовали, но несколько раз расставались и не жили подолгу вместе.

В творческом содружестве Кручёных и Розановой был создан уникальный стиль русской футуристической книги. В 1913—1914 годах они опубликовали книгу «Тэ ли лэ», используя технику цветного гектографирования. В 1915—1916 годах использовали в футуристической книге метод коллажа. В 1915 году художница применила коллаж в иллюстрировании «Заумной книги» Кручёных и Алягрова и в альбоме «Война» 1916 года со стихами Кручёных.

В 1916 году Розанова присоединяется к обществу «Супремус», возглавляемому Казимиром Малевичем. К этому времени её стиль развивался от кубизма и итальянского футуризма к чистой абстракции, в которой композиция создаётся визуальным весом и взаимосвязью цветов. В том же году Розанова вместе с другими художниками-супрематистами (Казимир Малевич, Александра Экстер, Нина Генке, Любовь Попова, Ксения Богуславская, Надежда Удальцова, Иван Клюн, Иван Пуни и другие) работали в артелях деревень Вербовка и Скопцы. Под влиянием А. Кручёных писала заумные стихи.

После революции 1917 года Розанова занимается реорганизацией искусства и руководит художественно-промышленным подотделом ИЗО Наркомпроса.

7 ноября 1918 года Ольга Розанова умерла от дифтерита в Солдатёнковской больнице (ныне — Боткинская). Похоронена в Новодевичьем монастыре; могила утрачена. Имя Розановой было присвоено Иваново-Вознесенской художественной школе.

Ольга Розанова в искусстве. Посвящения:

Поэтическая книга «Возропщем» (1913) Алексея Кручёных вышла с посвящением «Первой художнице Петрограда О. Розановой».

Владимир Маяковский в 1915 году посвятил Ольге Розановой цикл из трёх стихотворений с надписью «Светлой О. В. Р. — эти стихи».

Персональные выставки:

1918 (декабрь) — 1919 (март) — Москва, Первая Государственная выставка. Посмертная выставка картин, этюдов, эскизов и рисунков О. В. Розановой

1992 — Москва, Ленинград, Хельсинки. Ольга Розанова. 1886—1918

2003 — Москва, Московский центр искусств. «Червовая Дама русского авангарда»

2007 — Москва, Выставочный зал в Толмачах (Государственная Третьяковская галерея). «…увидеть мир преображённым»

Прижизненные выставки:

1911 (апрель) — Санкт-Петербург, «Союз молодёжи»

1912 (январь) — Санкт-Петербург, «Союз молодёжи»

1912 (март) — Москва, Училище Живописи, Ваяния и Зодчества, совместная выставка художников «Ослиного хвоста» и «Союза молодёжи»

1913 (октябрь) — Санкт-Петербург, Художественное Бюро Н. Е. Добычиной. Постоянная выставка Современной живописи

1913 (октябрь) — 1914 (январь) — Санкт-Петербург, «Союз молодёжи»

1914 (апрель—май) — Рим, галерея Спровьери, Международная свободная футуристическая выставка. Русская секция

1915 (март) — Петроград, малый зал Императорского Общества Поощрения художеств, Первая футуристическая выставка картин «Трамвай В»

1915 (апрель) — Петроград, Художественное Бюро Н. Е. Добычиной, выставка картин Левых Течений

1915 (декабрь) — Петроград, Последняя футуристическая выставка 0,10

1916 (апрель) — Петроград, Художественное Бюро Н. Е. Добычиной, Современная Русская Живопись

1916 (ноябрь) — Москва, Бубновый валет

1917 (ноябрь—декабрь) — Москва, Бубновый валет

1917 (декабрь) — Москва, Вторая выставка Современного декоративного искусства «Вербовка»

1918 (апрель) — Тифлис, Выставка картин и рисунков московских футуристов

1918 (май—июль) — Москва, Первая выставка картин профессионального союза художников в Москве

Наиболее значительные ранние выставки русского авангарда (1919—1927):

1919 (апрель—июнь) — Петроград, Первая Государственная Свободная выставка произведений искусств

1919 — Москва, X Государственная выставка. Беспредметное творчество и супрематизм

1919 — Витебск, Первая государственная выставка картин местных и московских художников

1920 — Казань, Первая Государственная выставка искусства и науки в Казани

1922 — Берлин, Первая русская художественная выставка

1927 — Ленинград, Выставка новейших течений в искусстве​


Рейтинги
Общее впечатление:
Идея, мысль, посыл:
Мастерство исполнения:

Работы Автора





Этот автор был добавлен в каталог 13.08.2021