Бубнова Варвара Дмитриевна

Бубнова Варвара Дмитриевна

Об Авторе

Подробная информация:

​Биография

Родилась 16 мая 1886 года в дворянской семье в Санкт-Петербурге. Отец, Дмитрий Капитонович, банковский служащий, имел чин коллежского советника. Мать Анна Николаевна, урождённая Вульф, обладала прекрасным голосом и была музыкально одаренным человеком. В детстве и юности часто бывала в имении деда по материнской линии Н. И. Вульфа в селе Берново Старицкого уезда, в этом имении у своих друзей Вульфов бывал когда-то А. С. Пушкин.

Варвара Бубнова училась в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, в 1907-1914 у Н. Н. Дубовского в Императорской Академии художеств, окончила её со званием художника живописи за картину «Поздняя осень» (по другим сведениям — «Аллея Берновского парка»). Под впечатлением от знакомства в 1910 с собраниями новой французской живописи С. Щу­кина и И. Морозова и поездки в Италию в 1911 году Бубнова в 1912 вступила объединение художников «Союз молодежи». Это было одно из самых ради­кальных творческих объедине­ний той поры, с которым были связаны П. Филонов, М. Ларионов, Н. Гончарова, К. Малевич, В. Татлин и другие. Варвара Бубнова была деятельным организатором этого общества, сотрудничала в одноименном журнале. Участвовала в совместных выставках «Союза молодежи» с объединениями «Бубновый валет» и «Ослиный хвост» (в том числе под псевдонимом Д. Варварова). В выставках вместе с ней участвовали Маяковский, Бурлюк, Ларионов, Гончарова и Малевич и многие другие.

В 1913 году вместе с В. Матвеем совершила поездку по этнографическим музеям Западной Европы для сбора материалов и фотографирования африканской скульптуры. После скоропостижной смерти В. Матвея в 1914 году подготовила к печати его книгу «Искусство негров» (1919). В 1915 окончила курс Петербургского Археологического института со званием «действительный член Археологического института». С 1917 по 1922 год работала научным сотрудником отдела древнерусских рукописей Рос­сийского Государственного ис­торического музея, изучала древнерусские миниатюры в Отделе древних рукописей и организовала первую их выставку. Была членом Института художественной культуры (Инхука), наряду с Василием Кандинским, Робертом Фальком, Любовью Поповой, Варварой Степановой, Александром Родченко.

В 1922 по вызову младшей сестры А. Бубновой-Оно (яп.)русск. уехала вместе с матерью в Японию. В 1927 вышла замуж за русского эмигранта В. Головщикова (1897—1947). В середине 1930-х была лишена советского гражданства за «связь с врагом народа» (по поручению советского посольства знакомила видного советского деятеля (фамилия неизвестна) с японскими достопримечательностями; по возвращении в СССР он был арестован). Преподавала с 1924 году русский язык и литературу в в частном университете "Васэда" (до закрытия в 1937), в Токийском Институте иностранных языков (яп.)русск. (по японским данным до 1945 года) и в институте при Обществе «Япония — СССР» в Токио. Когда в 1946 году кафедра русской литературы вновь была открыта университете Васеда, Бубнова вернулась к преподаванию в этом учебном заведении. В 1955 году она председательствовала на летнем семинаре в Университете Хоккайдо, а в 1956 году также получила место лектора по русскому языку и русской литературе в Токийском институте русского языка. Благодаря усилиям Варвары Дмитриевны в Японии выросло несколько поколений русистов. По словам японской газеты «Цусё симбун», «если бы не она, переводы русской литературы в Японии не достигли бы, наверное, такого высокого уровня». Впоследствии за вклад в развитие японо-русских культурных связей и за заслуги в области изучения в Японии русского языка и литературы была награждена орденом Драгоценной короны четвёртой степени.

В. Д. Бубнова участвовала в выставках японского авангарда 1920-х; в октябре 1922 опубликовала в журнале «Сисо» («Мысль») статью «О направлениях в современном русском искусстве» (главным образом, о конструктивизме); входила в организации японских художников «Никакай», «Санка», «МАВО». О русском искусстве много писала и позднее, в частности, в многотомном издании «Мировое искусство». Поступив в 1923 году в Токийское художественно-промышленное училище, Бубнова изучала там технику ли­тографии и разработала свой новый метод автолитографии на цинке. Её деятельность оказала заметное влияние на развитие литографии в Японии, показав новые возможности техники, которые, в частности, нашли широкое применение в плакате. В годы жизни в Японии Бубнова соз­дала полотна «Портрет переводчика X. Никамуры» (1927), «Японец в кимоно» (1939), «Следы войны» (1949), «Хризантемы» (1943, Государственный Русский Музей). Наследовав принципы экс­прессионистического и «неоп­римитивистского» крыла русско­го авангарда «серебряного ве­ка», Буб­нова оказалась удивительно чуткой к воздействию восточ­ной эстетики и в наибольшей степени японской графики. Бубнова ил­люстрировала также книги русских писателей для япон­ских издательств.

В Японии с успехом прошло 6 персональных выставок Варвары Дмитриевны (две в 1932, в 1938, 1948, 1954, 1958).

В 1936 году после так называемого «путча молодых офицеров» Бубнова и её муж были объявлены нежелательными иностранцами, за ними велось строгое полицейское наблюдение. В те годы было закрыто русское отделение университета Васэда, позднее Бубнова была вынуждена покинуть Токийский институт иностранных языков. В конце Второй мировой войны их выселили из Токио в горное место Каруидзава. Дом в Токио и все их имущество, включая библиотеку и литографии, погибли в результате бомбежки. В послевоенное время Бубнова снова преподавала и работала как художник, много сил отдавала Русскому клубу.

В 1958 Варвара Дмитриевна возвратилась в СССР и поселилась в Сухуми, где жила её старшая сестра. В СССР Бубнова сохранила вер­ность новаторским идеалам, дух независимо­сти и приверженность лучшим достижениям культуры Восто­ка и Запада. Принимала участие во всех выставках Союза художников Абхазии, была членом Союза художников СССР и Абхазии.

Её работы последних лет: «На берегу моря» (1959—1960), «Домик под горой» (1964). Творческое наследие Бубновой исчисляется несколькими тысячами произведений станковой графики («Старик-крестьянин», 1929; «В океане, за рыбой», 1947; «У входа в храм», 1950) и живописи, работала также в смешанной технике («Сухуми. Зимой у моря», 1964; «Камелии», 1967; «Портрет Елены Лозовой», 1978). Она была автором иллюстраций к произведений А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, А. П. Чехова, К. Г. Паустовского, её перу принадлежит ряд статей по вопросам теории искусства. В СССР со­стоялись персональные вы­ставки художницы: в 1958 в Сухуми, в 1960 — в Тбилиси, в 1961 — в Москве, Харькове, в 1962 году в Ленинграде Бубнова. Всего при жизни Бубновой в России и СССР состоялось 18 выставок. В 1964 году ей было присвоено звание заслуженного художника Грузинской ССР. Работы Бубновой Варвары приобретались советскими музеями, в том числе Музеем изобразительных искусств им. А. Пушкина, Третьяковской галереей, Русским музеем.

С 1959 по 1979 годы Бубнова живёт и работает в Сухуме. Там у неё появляются ученики Всеволод Воронов (1945—2003) и Александр Лозовой (1949). После того, как в 1979 году в Сухуми скончалась её младшая сестра Анна, Варвара Бубнова переехала в Ленинград, оставалась там до конца жизни. В 1981 году в Ленинграде была проведена юбилейная выставка к её 90-летию.

Умерла 28 марта 1983 года в Ленинграде, похоронена в городе Сухуми в Абхазии.​

Летом 2008 года в то время епископ Сендайский (ныне архиепископ) Японской православной церкви (ЯПЦ) Серафим при разборке склада в Никольском храме обнаружил икону «Всех Скорбящих Радосте», написанную Варварой Бубновой. Эти поиски объяснялись тем, что Мичитака Сузуки (исследователь иконописи в ЯПЦ) нашёл в издании «Православное время» за сентябрь 1925 года сообщение, что Варвара Бубнова пожертвовала икону Никольскому храму, потерявшему иконостас из-за пожара и разрушений во время Великого землетрясения Канто. По мнению Мичитаки Сузуки, возможно, эта икона — редчайшей образец иконописи, выполненной русским авангардистом. По состоянию на 2016 год эта знаковая работа находится в епископальном зале Сендайской и Восточно-Японской епархии.

Семья:

Отец Дмитрий Капитонович Бубнов (?—1914), коллежский советник, мелкий банковский служащий, по словам Веры Дмитриевным: «…Философ и мечтатель, чиновной карьеры не сделал… На наше счастье, наследником своих богатств дед сделал своего единственного сына. Это был своеобразный Гаев „Вишнёвого сада“: вероятно он сам не заметил, как его долги переросли стоимость большого отцовского наследия!».

По линии матери Анны Николаевны (ур. Вульф) (1854—1940) Варвара Бубнова была потомком старинного дворянского рода тверских Вульфов, друзей Пушкина.

Мария Дмитриевна Бубнова (1884—1963) старшая из сестёр, пианистка, педагог.

Младшая сестра Анна Дмитриевна Бубнова-Оно (1890—1979), скрипачка, педагог, как и В. Д. Бубнова внесла свою лепту в культуру Японии. Она была первым педагогом, начавшим занятия скрипкой с детьми (ранее японцы начинали обучение скрипичному искусству только взрослыми). По мужу племянницей ей приходилась Йоко Оно — жена Джона Леннона. Также награждена орденом Драгоценной Короны четвёртой степени.

Много лет В. Д. Бубнова состояла в дружеских отношениях и поддерживала переписку с Ниной Николаевной Мичуриной, своей дальней родственницей и подругой ещё по японскому периоду, а после возвращения в Россию — её alter ego.

Память:

В городе Сухуме был создан Дом-музей В. Д. Бубновой.

С 1985 в Берновском музее А. С. Пушкина открыта постоянная выставка о жизни и творчестве В. Д. Бубновой.

Работы находятся в собраниях:

Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Музей искусств народов Востока, Москва

Архангельский музей изобразительных искусств, Архангельск

Собрание К. И. Барашкова, Москва​


Рейтинги
Общее впечатление:
Идея, мысль, посыл:
Мастерство исполнения:

Работы Автора





Этот автор был добавлен в каталог 13.08.2021