Семёнов-Амурский Фёдор Васильевич

Семёнов-Амурский Фёдор Васильевич

Об Авторе

Подробная информация:

​Биография

Фёдор Васильевич Семёнов-Амурский родился 23 марта 1902 в Благовещенске-на-Амуре. Его родители приехали в город на заработки из села Покровское Томской губернии. Позднее, следуя традиции старых мастеров и желая выделится из массы современников, Федор Васильевич берет вторую часть фамилии по месту рождения. Он рано начинает интересоваться живописью, много рисует и после школы, в 1920–1925 учится в Благовещенском художественно-промышленном училище. Уже в 1923 Семёнов-Амурский начинает начинает работать профессионально — иллюстратором в областных газетах «Амурская правда» и «Молодая гвардия».

В 1925 по комсомольской путевке Амурского Губкома комсомола его направляют в Москву для учебы в Высших государственных художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС). До 1930 он учится на графическом факультете у В. А. Фаворского, П. В. Митурича, Н. Н. Купреянова, И. И. Нивинскиго, П. И. Львова.

В 1930 Семенов-Амурский женился на молодой художнице Елизавете Измаиловне Елисеевой и прожил с ней полвека, вплоть до кончины.

В 1933, после службы в Красной Армии, становится членом секции графики Московской организации Союза художников. Несмотря на то, что художник много работает, особенно в своей любимой техники рисунка тушью, от раннего периода его творчества до нас дошло не более десяти-пятнадцати произведений. Служба в армии и небольшой достаток не способствовали их сохранению, к тому же художник не раз переписывал или уничтожал собственные произведения.

Творчество:

Семёнов-Амурский изучал не только русское искусство и творчество своих соотечественников и современников, но и обращал внимание на историю и основные тенденции развития мирового искусства. По мнению художника, «всё самое главное, что происходило в мире людей, происходило в искусстве. История искусства виделась ему сутью всемирной истории». Искусствоведы отмечают влияние на живопись Семёнова-Амурского французских импрессионистов, прежде всего Матисса и Ван Гога. Сохранившиеся записи художника свидетельствуют о пристальном внимании, анализе их творческого метода. В творчестве мастера чувствуется обращение к изначальному, древнему, первобытному искусству, он пытается найти универсальные истоки искусства, его первооснову, понять и переосмыслить их средства выражения. Федор Васильевич обращается к наивному народному искусству, культуре Византии и Древнего Египта, большое уделяет детскому рисунку, сохранившему первобытную чистоту. Отсюда отход художника от трехмерного изображения, в графике и на холстах, и неоднократное обращение, в 1930-х, к изображению и даже изготовлению масок, «приобретавших в его творчестве характер тотемных изображений, хранителей древних культурных смыслов и одновременно атрибутов современной карнавальной культуры». Его работы сохраняет архаичную природность искусства, в центре внимания художника прежде всего формы, их ритмика и органика, цветовая и линейная структура.

Несмотря на то, что Семёнов-Амурский игнорировал политические потрясения времени, которые в его представлении, не несли никакого культурного смысла, не имели отношения к собственно культуре, его постигла трагическая судьба художников в советской России, чье творчество выходило за рамки «правильной» идеологии.

В 1946 он был обвинен в формализме, исключён из Союза художников — переведён из членов Союза в кандидаты, — и с тех пор, испытывая постоянную нехватку средств, боялся потерять минимально приемлемые условия для своей работы. Возможно, именно нужда заставила его использовать технику собственного изобретения — маслом на тщательно загрунтованной бумаге (холст был слишком дорог). Но именно работа маслом по бумаге рождала интересный эффект — в этих произведениях никогда не проступает структура холста; в самой живописи иной раз появляется что-то от цветной графики.

Много работая, создавая до тысячи произведений в год, он почти никогда не выставлялся, за исключением участия в нескольких квартирных выставках. Его работы не закупались, и он зарабатывал на жизнь ретушированием фотографий для Большой Советской энциклопедии. В 1960–1962, перед выходом на пенсию, Семенов-Амурский принимал участие в крупном проекте — реставрации панорамы «Бородинская битва». Только в 1967 в Институте физических проблем АН СССР в Москве состоялась первая персональная выставка художника.

В 1972–1976 вместе с Григорием Громовым, Павлом Ионовым, Ростиславом Лебедевым, Александром Максимовым, Борисом Орловым, Дмитрием Приговым, Иваном Смирновым и Игорем Шелковским участвовал в однодневных выставках в мастерской Игоря Шелковского. Кроме того, он принимал участие на творческих вечерах с выставками работ и дискуссиями.

В 1976 состоялась вторая выставка произведений художника в Малом зале Центрального дома работников искусств, ставшая последней прижизненной.

21 июля 1980 художник скончался в Москве. Хранителем и пропагандистом творческого наследия Семенова-Амурского стала его вдова Елизавета Измаиловна Елисеева.

Наследие:

Произведения художника входят в собрания крупнейших музеев, в том числе Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Государственного центра современного искусства, Воронежского областного художественного музея им. И.Н.Крамского, Серпуховского историко-художественного музея, Чувашского государственного художественного музея, и многих других государственных музеев, а также в частные собрания.

Персональные выставки:

1967 – выставка в Институте физических проблем АН СССР, Москва.

1972–1976 – однодневные выставки в мастерской И. Шелковского, Москва.

1976 – выставка в Центральном доме работников искусств, Москва.

1984, март–апрель — выставка в Центральном доме литераторов (Москва),

1984, июнь–сентябрь — Подольский выставочный зал.

1986, март–апрель — выставка в Чувашском государственном художественном музее.

1988 — выставка Types («Типажи») в галерее Charley Chevalier, Париж, Франция.

1989, май–июль — выставка в Серпуховском историко-художественном музее

2002 – выставка «Пейзажи» в галерее «Ковчег», Москва.

2013, октябрь — выставка в Доме Мастера (Липецк), 25 работ из коллекции Воронежского областного художественного музея им. И.Н.Крамского.

Избранные произведения:

Без названия 1967

Без названия 1958

Бык и птицы в лесу

Вечерний час, 1960

В профиль 1966

Всадники, сошедшие с лошадей, 1963

Встреча в лесу, 1974

Вылепленная статуэтка, 1961

Голова юноши на фоне леса 1964

Горячий ключ, 1964

Два всадника

Два кувшина, 1954

Два персонажа, 1972

Девушка с собакой

Дом творчества "Горячий ключ", 1963

Зритель перед парковой скульптурой, 1973

Игра с собакой. 1974 г.

Композиция в интерьере

Листья засушенных трав, 1974

Настольная скульптура 1959

Натюрморт с вазами, 1973

Натюрморт с тремя крынками. 1978 г.

Озеро, затянутое ряской, 1949

Осенний день, 1959

Парковая скульптура, сидящая на скамье, 1972

Пейзаж в жёлтой гамме, 1975

Пейзаж в красно-коричневой гамме

Пейзаж в теплой гамме

Пейзаж во дворе Сидоренко, 1960

Пейзаж с женщиной, 1971

Пейзаж с молодыми лошадками, 1960

Пейзаж с речкой. 1958 г.

Проминка лошадей. 1961 г.

Пруд. 1958 г.

Поляна со столпившимися деревьями, 1958

Пять вазочек с цветами 1973

Работа №12 1971

Старый Крым. Село Булгарщина 1960

Суровое раздумье 1974

Трое среди горного пейзажа, 1973

Трое на фоне деревьев 1964

Франт на прогулке, 1969

Черный букет в черной вазе. Первый вариант 1978

Экспрессивный пейзаж, 1978

Южный пейзаж 1941​


Рейтинги
Общее впечатление:
Идея, мысль, посыл:
Мастерство исполнения:

Работы Автора





Этот автор был добавлен в каталог 13.08.2021