В 1958 году, окончив Ленинградское Высшее художественно-промышленное училище им. В. И. Мухиной, Мызников вернулся в родной город и вновь погрузился в атмосферу русской провинции. Его привлекала красочная экзотическая сторона провинциального быта: лоскутные одеяла, коврики с лебедями, утопающие в зелени домики с цветными наличниками. В выборе выразительных средств Мызников опирался на творчество Константина Юона и Бориса Кустодиева, на древнерусскую живопись, на русское народное искусство. Естественно его обращение к примитиву, к насыщенным ярким цветам.
К середине 1960-х годов Мызников был уже сформировавшимся художником. Известность ему принесли большие многофигурные композиции, в том числе работы на любимые им исторические мотивы. На выставке можно увидеть полотно «Маевка» (1964), созданное под впечатлением от революционных событий на Морозовской мануфактуре в Орехово-Зуеве. Большой интерес представляют и жанровые картины, связанные с жизнью родного города, — например, «Русская зима» и «Бабье лето» (обе — 1969).
Поездки по стране, в том числе особенно важное для художника путешествие на Север вместе с Кимом Бритовым и Виктором Попковым, укрепили Мызникова в правильности выбранного им направления в искусстве. Ощущением красоты мира, его праздничности и в то же время трагичности проникнута одна из лучших работ художника — «Северная песня» (1966), сюжетно перекликающаяся с созданной на два года позже одноименной картиной Попкова.
Со второй половины 1970-х годов живописная манера Мызникова значительно изменяется. Его искусство становится более сложным; в нем все сильнее проявляется связь с русской традицией XIX века, классическим западноевропейским искусством. В экспозиции представлены яркие работы этого периода, в частности «В мастерской» (1973), «Игроки» (1981), «Худсовет» (1989), «Принцесса» (1992). Особо выделяется триптих «Автопортрет с семьей» (1978), сочетающий в себе гармоничную красоту итальянского Возрождения с остротой современного восприятия.
Работы последнего десятилетия открывают новую страницу в творчестве художника, отмеченную тяготением к символизму, иносказанию. Одно из самых значительных произведений этого периода — «Красный ангел» (2005).
Проводам новобранцев в армию посвящена работа «Весенний призыв» (2008), сочетающая нарядность красок и драматизм содержания. Как веками сложилось, провожают с песнями и слезами. Вневременной характер композиции придает группа немолодых женщин в темных одеждах на втором плане, на фоне церковных куполов: что много лет назад, когда они своих близких так же провожали, что теперь — один Бог ведает, кому вернуться, кого дождутся.
Немало в экспозиции пейзажей, ню, натюрмортов. Последний из названных жанров Мызников открыл для себя сравнительно недавно и успешно осваивает.
Обращает на себя внимание портрет жены художника (2012). На этой картине, написанной уже после ее смерти по воспоминаниям и старым фотографиям, женщина, на протяжении многих лет бывшая моделью Геннадия Мызникова, вновь предстает молодой и красивой, как на холстах 1970-х годов.
Выставка организована при поддержке Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО», Люксембургско-Российского Aрт-партнерства и Алексея Николаевича Ананьева, основателя Института русского реалистического искусства.
Отзывов: 0
Этот автор был добавлен в каталог 13.08.2021