Кононенко Юрий Ильич

Кононенко Юрий Ильич

Об Авторе

Подробная информация:

​Биография

Восток

1938 год

Юрий Кононенко родился в Иркутске. Отец его — Витенсон Илья Абрамович работал в то время военным корреспондентом, а мать — Кононенко Надежда Саввична работала учительницей русского языка.

1945-1947 годы

Семья жила в Монголии, после чего переехала в Читу. Жизнь в Сибири сильно повлияла на творчество Юрия Кононенко. Персонажи, колорит, настроение работ, пластика спектаклей происхождением своим обязаны прежде всего детским впечатлениям и переживаниям полученным на Востоке.

Вот что пишет об этом сам Кононенко:

«Сибирь, как я её помню по детству, — земли много, а людей мало. Один человек, второй человек — расстояние между ними большое, грязь непролазная. Они глядят вдаль, вопрошают, как сфинксы, ветер уносит слова. Вопрос — ответ происходит руками, движением корпуса. Отсюда возникают не портреты, а „лики“ на моих холстах, отсюда возникает молчаливый вопрос и взгляд „ликов“, обращенный к зрителю и внутрь себя.

По Байкалу плывет лодка-баркас. Ветер, вода ледяная. Перевернешься — конец. Люди в лодке давно знают друг друга, но за всю дорогу не произносят ни слова. Лица напряжены, они молча надеются.

Бог далеко, а талисман рядом. У охотника в тайге на поясе — клык медведя, а у меня — талисман из бумаги».

Юрий Кононенко, Москва,17 апреля 1995 г.

1956 год

Кононенко переезжает в Иркутск после окончания художественной школы в Чите. В Иркутском политехническом институте получает специальность инженера-строителя. Именно в институте он знакомится с Юрием Погребничко, будущим театральным режиссёром, в союзе с которым впоследствии будет работать до конца жизни.

1963 год

Поступает в Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии, на декоративно-постановочный факультет, в класс Николая Павловича Акимова. Ученичество у знаменитого учителя продолжалось недолго, Акимов ушёл из института, а вслед за ним ушёл и Кононенко.

Вообще среди известных деятелей искусства своими главными учителями Ю. Кононенко называл Н. П. Акимова, иркутского писателя и драматурга П. Г. Маляревского (Сталинская премия третьей степени за пьесу «Канун грозы») и В. А. Фаворского.

1964 год

Ю. Кононенко приезжает в Новосибирск. Начинается его профессиональная деятельность в театре в качестве художника-постановщика («Бел-горюч камень», Н. Метальников, Новосибирский областной театр кукол, режиссёр Г. Кудрявцев, 1964).

1965 год

Переезжает из большого города в Новосибирский Академгородок. В течение последующих лет Ю. Кононенко работал инженером по технической эстетике, художником театра кукол, руководил изостудией физико-математической школы, преподавал в детской художественной школе, сотрудничал с профессиональными и самодеятельными драматическими коллективами, принимал участие в областных и зональных выставках художников. Это послужной список, а между строками этого перечня поездки по древностям Руси, изучение и постижение ремесла, сотни листов, картонов с рисунками и этюдами, многочасовые сеансы у мольберта, то есть обыденный труд художника.

Именно в Академгородке окончательно формируется самобытный стиль художника.

По словам Н. Барановой и Н. Лаевской в Академгородке Юрием Кононенко была «основана художественная школа, где помимо художников занимались творчеством и многие ученые, студенты и аспиранты университета. Благодаря незаурядным творческим и личностным особенностям Ю. И. Кононенко, эта школа стала островком высокого интеллектуального единения многих представителей творческой и научной интеллигенции Новосибирского Академгородка того времени. Это было время так называемой „оттепели“, и в культурном пространстве Академгородка ею как можно более полно пользовались. Именно здесь прошли первая персональная выставка П. Филонова, выставка молодого М. Шемякина, выставка Р. Фалька; первый фестиваль бардов в СССР, первые джазовые фестивали. Юрий Кононенко был одним из тех, кто своей личностью и самим фактом своей жизни способствовал созданию здесь особой атмосферы, особого культурного пространства, когда на фоне всех существовавших проблем здесь дышалось всё же намного легче, чем где-либо ещё в нашей стране того времени» (Н. Баранова, Г. Лаевская, предисловие к сборнику текстов, посвященных 60-летию со дня рождения художника).

1966 год

Художник постановщик первого совместного профессионального спектакля с Ю. Н. Погребничко («Приключения Витторио» А. Зака и И. Кузнецова. Московский театр юного зрителя, режиссёр Ю. Погребничко, 1966).

1969 год

Состоялась первая персональная выставка (Дом ученых Академгородка, Новосибирск)

Запад

1970 год

После истории с «несанкционированным» написанием портрета В. И. Ленина, получившей неоднозначную оценку со стороны Областного комитета Комсомола г. Новосибирска, Ю. Кононенко переезжает в Москву. В Москве он работает до конца жизни. Занимается станковой графикой, живописью, пишет тексты и создает свой вариант «видеоарта», который сам называет кино-театр.

Помимо этого Ю. Кононенко работал с режиссёрами в Малом театре, в Театре на Таганке, в Театре им. Моссовета, хотя основная часть его театральной деятельности по прежнему была связана с театром Ю. Погребничко — Московским театром на Красной Пресне (около Дома Станиславского), где он работал в должности «главного художника».

1974 год

Вступил в члены Союза художников СССР. Вступление в союз дает Ю. Кононенко возможность ездить в дома творчества, где он обретает новых друзей и вдохновение для создания многих серий работ (Паланга). В самой столице Ю. Кононенко работалось «плохо», как он пишет в биографических текстах.

Зрелые работы Ю. Кононенко того периода не поддаются жесткой категоризации и каталогизации. Творчество Ю. Кононенко сложно соотнести с каким либо определенным направлением в искусстве того времени, оно «изначально существует как будто по краю, только по касательной соединяясь с неофициальной художественной историей 1960—1980-х гг., отстраненное от полюсов московской жизни с концептуализмом, соц-артом, мистическими сеансами Шварцмана, теориями Вейсберга…» (Е. Иноземцева, 2009).

1978 год

Году проходит важная для художника выставка в Тбилиси.

1994 год

Присвоено звание «Заслуженный художник Российской Федерации».

1995 год

Умер после продолжительной болезни, похоронен на Новокунцевском кладбище в Москве.

2002 год

Присуждена (посмертно) Государственная премия Российской Федерации за театральную деятельность.

Основные выставки

Персональные

1969 — Дом ученых Академгородка, Новосибирск

1978 — Дом Актёра, ВТО, Тбилиси

1981 — Редакция журнала «Декоративное искусство СССР», Москва

1984 — Центральный дом работников искусств, Ленинград

1985 — Дом учёных, Черноголовка

1986 — Дом учёных Академгородка, Новосибирск

1987 — Издательство «Молодая гвардия», Москва

1988 — Выставка МОСХа, Дом актёра, Москва

1990 — Галерея «Russ», Хельсинки, Финляндия

1993 — Галерея «Art Modern», Москва

1994 — Галерея «AD & T», Люцерн, Швейцария

1995 — Галерея «Пан-Дан», ЦДХ, Москва

1995 — «Тверьуниверсалбанк», Тверь

1995 — Галерея русского посольства, Таллин, Эстония

1997 — ABN AMRO Bank, Москва

Групповые (с конца 80-х годов)

1987 — 1-я выставка объединения «Эрмитаж», Москва

1988 — «Новая графика», Центр современного искусства, ЦДХ, Москва

1989 — «Наш Чехов», галерея «Am Fishmarkt», Эрфурт, Германия; театр «Argentino», Рим, Италия

1989 — Первый аукцион советских художников, Музейно-галерейный центр, Загреб, Югославия

1990—1994 — Из собрания галереи «Art Modern»: Цюрих, Швейцария; Стамбул, Турция; Мадрид, Испания; Лондон, Великобритания

1991 — Современное советское искусство, «Century gallery», Лондон

1992 — Галерея «Raissa», Эрфурт, Германия

1992 — «Натюрморт конца XX века…», галерея «Московская палитра», Москва; Берлин, Германия

1992 — «Натюрморт: музей и мастерская», выставочный зал «Ковчег», Москва

1993 — «Артмиф III», Манеж, аукцион, Москва

1994 — «„Московская палитра“ — музею Альбертина», Москва

1995 — Выставка графики галереи «Вместе», ЦДХ, Москва

1996 — «Галереи в галерее», Ассоциация московских галерей, ГТГ, Москва

1996 — «Post Art Modern», ЦДХ, Москва

1996 — Московская художественная ярмарка «Арт Москва», ЦДХ, Москва

1997 — «Русское искусство второй половины XX века», объединение «Магнум Арс», Академия художеств, Москва

1997 — «Art Manege» — 97, Международная художественная ярмарка, Манеж, Москва

1998 — «Итоги сезонов 1992—1997», Малый манеж, Москва

Работы Юрия Кононенко находятся в собраниях:

Государственной Третьяковской галереи (Москва),

Государственного музея изобразительных искусств (Тбилиси),

Государственного музея театрального и музыкального искусств (Санкт-Петербург),

Государственного театрального музея им. Бахрушина (Москва),

Театрального музея им. А. Н. Островского (Щелыково),

Картинной галереи города Новосибирска,

Музейно-галерейного центра в Загребе (Хорватия),

Института русской культуры в Мадриде (Испания),

Музея современного искусства «Luisiana» в Копенгагене (Дания),

а также в частных коллекциях в России и за рубежом.​


Рейтинги
Общее впечатление:
Идея, мысль, посыл:
Мастерство исполнения:

Работы Автора





Этот автор был добавлен в каталог 13.08.2021