Сидур Вадим Абрамович

Сидур Вадим Абрамович

Об Авторе

Подробная информация:

​Биография

Родился 28 июня 1924 года в Екатеринославе в семье педагогов Абрама Яковлевича Сидура и Зинаиды Ивановны Андриановой.

Великая Отечественная война:

С 1942 по 1944 годы воевал в частях 3-го Украинского фронта Великой Отечественной войны, командовал пулемётным расчётом.

В 1944 году в селе Латовка, в бою под Кривым Рогом, был тяжело ранен. Сидура спасли восемнадцатилетняя Саша Крюкова и её мама.

В 19 лет Вадим Сидур стал инвалидом II группы, кавалером орденов Отечественной войны 2-й степени и нескольких боевых медалей и демобилизован в звании гвардии старшего лейтенанта.

После войны:

В 1945—1953 годах учился в МВХПУ (Строгановское училище), на факультете монументальной скульптуры. После его окончания занимался скульптурой и книжной иллюстрацией. В 1961 году пережил тяжёлый инфаркт, после которого некоторое время не мог заниматься скульптурой (ему было физически сложно справляться с тяжёлым камнем и металлом), вследствие чего сконцентрировался на графике.

Постоянно сталкивался с официальным неприятием своих работ, обвинявшихся в формализме и пацифизме. Тем не менее, выполнял заказы на городскую декоративную скульптуру и частные заказы на надгробия, подрабатывал иллюстрациями. При жизни не мог выставлять свои работы в СССР; за рубежом состоялось более 30 выставок. Скульптуры по его моделям установлены в Германии — «Памятник погибшим от насилия» (Кассель, 1974), «Памятник современному состоянию» (Констанц, 1974), «Треблинка» (Западный Берлин, 1979), «Взывающий» (Дюссельдорф), в США — «Голова Эйнштейна» и другие. Кроме того, в Мюнхене появились скульптурные портреты Эйнштейна, которые были отлиты по гипсовой модели Сидура 1967 года.

Наиболее известные работы — «Раненый» (1963), «Отчаяние» (1963), «Памятник погибшим от насилия» (1965), «Бабий Яр» (1966), «Треблинка» (1966), цикл «Женское начало» (1977), «Формула скорби» (1981), «Взывающий» (1985).

Работал как график; в частности, с его иллюстрациями в 1970 году вышли поэтические сборники Юрия Левитанского «Кинематограф» и Юнны Мориц «Лоза». Писал стихи и прозу, имевшие хождение в самиздате и печатавшиеся на Западе.

Похоронен на Переделкинском кладбище.

Творчество:

В работах Вадима Сидура объединились две тенденции — идеи, приведшие к появлению на рубеже XIX и XX веков искусства модерна, и особенности «второй волны» искусства СССР конца 1950-х годов. Как в начале XX века в дискуссии с классическим реализмом рождался модерн, так и в конце 1950-х годов новое советское искусство развивалось в полемике с соцреализмом «социально-педагогической» направленности (Аймермахер). Сидур стал одним из создателей «второй волны» нового искусства, но его путь был путём мастера-одиночки, не подверженного внешним влияниям. Он не был осведомлён о новейших направлениях ни отечественного, ни зарубежного искусства и работал совершенно самостоятельно.

Питательной средой для Сидура-художника стал его собственный жизненный опыт и повседневная жизнь окружающих его людей. Война, ранение, утрата здоровья, уход близких, упадок духа, обретение семейного счастья, всё, через что прошёл он сам, нашло отражение в его произведениях, привело к обретению его собственного изобразительного языка, глубоко личного, но и одновременно всечеловеческого. Опыт индивидуума претворился в прочувствование проблем общечеловеческих, вопросов, которые ставит жизнь перед современниками — это стало содержанием искусства Сидура, объектом изучения, таким образом художник влился в процесс эволюции сознания настоящего времени.

Сидур начинал свой творческий путь в годы, когда в системе художественного образования господствовали традиции, сложившиеся в Советском Союзе в конце 1920-х годов, причём между 1946 и 1952 годами наметилась тенденция к усилению их диктата. Однако тогда же в определённых кругах появилось понимание, что рамки, в которые было загнано изобразительное искусство, мешают ему плодотворно воздействовать на общество, скрадывают его воспитательную функцию. Постепенно приходило осознание того, что искусство нуждается в новых средствах выражения и новых темах. Уже начинающим художником Сидур жил и работал по-своему, избрал свой путь, который в сложившихся обстоятельствах вряд ли мог привести к признанию. Новые возможности развития его глубоко индивидуального творчества появились после XX съезда КПСС и с началом постепенного выхода СССР из изоляции. Сидур входил в новые условия жизни, применяя весь свой личный опыт, в том числе опыт прошедшей войны, с пониманием проблем современного советского человека, как проблем общечеловеческого масштаба. Он обращался к тем же вечным темам, что волновали художников всех времён — жизни и смерти, любви и ненависти, войны и мира. Отойти от сиюминутного, мелочного помогало внимательное изучение древних культур — Египта, Греции, Мексики.

В области искусства, в том числе пластических искусств, монологическое высказывание художника 1920-х — 1930-х годов, когда зрителю отводилась пассивная роль адресата, получающего какую-то информацию, знание, истину в последней инстанции, сменилось диалогом. Зритель становится самостоятельным, он может подвергать сомнению, критиковать, не принимать — художник вовлекает его в действие. Для Сидура отправной точкой перехода к искусству «диалогическому» стало наличие проблем, которые до того момента замалчивались отечественным изобразительным искусством.

Ещё опираясь на те основы, которое ему дало традиционное художественное образование, он обратился к теме простого человека, не отметившегося какими-либо достижениями, мира, бесконечно далёкого от парадной картины жизни («Люди» (1957), «Чистильщица» (1955), «Слепые» (1957) и другие работы конца пятидесятых годов).

Не примыкая ни к реализму, ни к абстракционизму, Сидур не имел официальных заказов, а его творчество обходили стороной критики. За рубежом он стал известен достаточно поздно. Его работы, относившиеся к первому, фигуративному, этапу, были восприняты прежде всего в Восточной Европе как обновлённый реализм.

Музей Сидура:

В 1989 году в Москве создан Музей Вадима Сидура. Творчество Вадима Сидура столь своеобразно и многогранно (его наследие включает в себя не только огромное количество скульптурных и графических работ, но и поэзию, прозу и даже кинематографические работы), что само по себе представляет собой целую эпоху в истории российского искусства. Выставлены наиболее известные произведения художника, в том числе небольшие авторские скульптуры, впоследствии увеличенные и установленные во многих городах мира: «Памятник погибшим от насилия» (Кассель, ФРГ), «Взывающий» (Дюссельдорф), «Треблинка» (Берлин), «Формула скорби» (Пушкин), «Портрет Альберта Эйнштейна» (Принстон, США), «Оставшимся без погребения» (Москва) и другие. Представлены различные периоды творчества В. Сидура — от реалистической пластики середины 1950-х годов до авангардных «Гроб-Арта» и «Железных пророков», которым посвящён отдельный зал. При создании этих двух циклов художник использовал в качестве рабочего материала канализационные трубы, детали автомобильных моторов и прочие отходы «второй природы» — человеческой цивилизации. Это странные человеческие фигуры, лежащие в деревянных ящиках-гробах, безмолвно протестуют против войны и насилия, царящего в современном мире.

В честь 90-летия со дня рождения Вадима Сидура была проведена масштабная реконструкция — в июле 2014 года музей стал современным выставочным центром, изменились залы, появилось профессиональное освещение и собственный кинозал.

Награды:

Орден Отечественной войны 1-й степени (6 ноября 1985);

Орден Отечественной войны 2-й степени (6 ноября 1947).

Библиография:

Книги В. Сидура

Самая счастливая осень: Стихотворения 1983—1986. — М.: 1990. — 160 с.

Сидур В. Легким пером. М., 1999.

Памятник современному состоянию: Миф. — М.: Вагриус, 2002. — 512 с. Предисл. М.Сидура. Комм. Г.Сидур. Проза.

Вадим Сидур: очерк творчества на фоне событий жизни / М. В. Сидур. — М.: Моск. гос. музей В. Сидура, 2004.

Сидур, Вадим. Ausstellung (1979; Hamburg). Вадим Сидур: Plastik. Graphik: Katalog. — Hamburg, 1979.

Сидур В. А.  — Москва: Советский художник, 1986.

Вадим Сидур, 1924—1986: Скульптура / Сост. И. А. Шифрин. — М., 1988.

Вадим Сидур, 1924—1986: Скульптура. Живопись. Графика. — Москва: Отд. культуры исполкома Перов. райсовета г. Москвы, 1988.

Книги о В. Сидуре

Гладков Э. …И создал гроб-арт. — М., 1998.

Нольде-Лурье, Наталья Львовна. Драма человека в творчестве Вадима Сидура. — Москва: Канон-плюс, 2014.

Вадим Сидур: Скульптура. Живопись. Графика. Сост.: Г. А. Сидур, М. В. Сидур. — М.: Моск. гос. музей Вадима Сидура: Экспосинтез, 1998.

Вадим Сидур. Карл Аймермахер. «О деталях поговорим при свидании…». Переписка / Сост., подгот. текста и коммент. В. Воловникова. — М.: РОССПЭН, 2004.

Мир Вадима Сидура = Świat Wadima Sidura / Иоанна Мяновска; Высшая пед. шк. в Быдгоще. — Быдгощ: Wydaw. uczelniane WSP, 1999.

Bäckström, Annika. Vadim Sidur: Skulpturer och mutationer. — Stockholm: Carlssons, Cop. 1989.

Vadim Sidour: sculpture et graphisme / Musée d'Etat Vadim Sidour, Moscou. — Moscou: Exposynthesis, 1996.

Sidur: Ausstellung und Symposium «Eine Andere Kunst - Vadim Sidur» vom 13. Juni bis 3. Juli 1992 in Berlin Galerie im Scheunenviertel. — Berlin: Eurocultur Ost, 1992.

Myths, cycles and the modern condition: the world of the Moscow sculptor Vadim Sidur. — Bochum: Lotman-Inst. for Russ. a. Sov. culture, 2000.

Verdeckte Dialoge im Kalten Krieg: Materialien zur Rezeption des Moskauer Bildhauers Vadim Sidur im Westen. — Bochum, 1997.

Vadim Sidur: Plastik/Graphik: catalog of an exhibition held in Hamburg, Sept. 5-Oct. 3, 1979. — Hamburg: Manager Magazin Verlagsgesellschaft, Marketingabteilung, 1979.

Формула скорби / Ред. Г. Фарбер, А. Френкель; Пер. Д. Г. Яковлев. — СПб., 1991.​


Рейтинги
Общее впечатление:
Идея, мысль, посыл:
Мастерство исполнения:

Работы Автора





Этот автор был добавлен в каталог 13.08.2021