Один из ключевых представителей русской реалистической школы второй половины XX века. Его художественное наследие составляют монументальные росписи, панно, мозаики, эпические картины, портреты, натюрморты, пейзажи, скульптуры и графические произведения. Как преподаватель Мыльников внес огромный вклад в развитие и совершенствование художественного образования и подготовил более 500 учеников.
Мыльников продолжает гуманистическую и лирическую традицию русской и европейского живописи XIX—XX веков. В своем творчестве он достаточно рано отказывается от соцреалистических канонов, принятых в его время, и создает свой уникальный художественный стиль под влиянием примеров классического мирового искусства.
Биография
Андрей Андреевич Мыльников родился в Покровске. Его отец Андрей Константинович Мыльников, инженер-строитель, начальник Тамбовских вагоностроительных мастерских, расстрелянный большевиками в 1918 году, так и не увидел сына. Мать Вера Николаевна Мыльникова (в девичестве Ухина), происходившая из состоятельной семьи поволжского купечества, была вынуждена растить сына одна. В 1930 году, потеряв работу, она уехала с сыном в Москву, а потом в Ленинград. С ранних лет он проявляет тягу к творчеству и занимается в художественной студии, где ему удается встретиться с К. С. Петровым-Водкиным.
В 1937 году он поступает в Академию художеств на архитектурный факультет, а позже переводится на факультет живописи. Его учителями были И. Э. Грабарь, В. М. Орешников, А. И. Савинов, Б. А. Фогель, В. А. Оболенский, А. С. Никольский и Н. М. Чернышев.
В годы Великой Отечественной войны Мыльников вступает в Народное ополчение и участвует в обороне блокадного Ленинграда. В феврале 1942 года в последней стадии дистрофии его эвакуируют в Самарканд.
После возвращения из эвакуации в 1944 А. Мыльников приступает к дипломной монументальной работе «Клятва балтийцев» (1946), которая посвящена судьбе героев-моряков, павших в годы войны. Тема героического реквиема была подсказана художнику самой жизнью. Работа была высоко оценена критиками и обществом, на её защите И. Э. Грабарь сравнил дипломную работу Мыльникова с дипломной работой И. Е. Репина «Воскрешение дочери Иаира» (сам Грабарь являлся учеником Репина) .
Вскоре после защиты диплома Мыльников приступает к работе над картиной «На мирных полях» (1950). Это полотно стало эпическим гимном труду, свету и красоте цветущей земли. На смену трагедии пришла яркая и солнечная драматургия. В 1951 работа была удостоена Государственной премии СССР.
Пятидесятые и начало шестидесятых годов — период наиболее активной работы художника в области монументально-декоративной живописи. За это время им выполнено более десяти крупных проектов, среди которых наибольшее признание принесли ему: мозаичное панно «Изобилие» для станции ленинградского метрополитена «Владимирская» (1957) и жесткий занавес с изображением В. И. Ленина для дворца съездов в Москве (1961) , который впоследствии стал наиболее известным и тиражируемым изображением Ленина во всём мире. Мыльников при этом никогда не был членом партии.
Одновременно с созданием монументальных произведений Мыльников активно работает в разнообразных живописных жанрах. Он пишет своих друзей и одновременно ярких представителей культуры своего времени. Среди них можно выделить «Портет П. Качальского» (1958), «Портрет скульптора С. Т. Коненкова» (1970), «Портрет М. Дудина» (1973) . Однако наибольшую известность ему принесли женские портреты близких ему людей. Как правило, это люди, к которым он относится с особой нежностью. Портреты матери Веры Николаевны, жены, известной балерины, Ариши Пестовой, дочери Веры и внучки Даши. Он пишет их многократно, находя в этих женщинах каждый раз неуловимое очарование. Среди большой галереи этих портретов можно выделить «Портрет матери художника» (1947); портреты жены: «Ариша» (1951)", «За завтраком» (1958), «Белая ночь» (1963); портреты дочери различных годов: «Верочка» (1955), (1963), (1966); портрет внучки: «Даша. (Принцесса)» (1979) .
Художник уделяет особое внимание женскому образу и создает целый цикл картин, где стремится раскрыть его поэтическую красоту. Среди них «Материнство» (1966), «Сестры» (1967), «Лето» (1969), «У озера» (1969), «Сон» (1969), «Утро» (1972). В этих работах пластическая цельность композиции достигается созданием особой символической среды, в которой плоскости и объёмы становятся равноправными участниками действия. Мыльников создает огромное количество полотен с обнаженной натурой, которая является для него скорее не выражением эротизма, а попыткой воспроизвести высший идеал духовной красоты. Сам автор пишет: «Я много писал обнаженную модель… Я продолжаю работать над этой темой. Мне хочется создать, нечто такое, что полнее выражало бы мои мысли и чувства. И чтобы это не была просто модель. Мне хочется шагнуть непосредственно от модели к чему-то такому, что с юношеских лет сохраняется в глубине души, как представление о прекрасном».
Пейзажи Мыльникова, написанные в разные годы, несут в себе не просто любование природой, а всё тот же поиск собственного выразительного языка. Для него важно найти в природе адекватный отклик на внутренние процессы, происходящие в его душе. Такие известные пейзажи как «Встреча в Петровском» (1970), «Весна» (1972), «Остров» (1975), «Весна» (1977), «Пейзаж» (1977), «Весенний вечер» (1980), «Гроза» (1980), «Деревья в снегу» (1984) и другие — это примеры неразрывного тонкого взаимодействия природы и художника. Картина «Тишина» (1987) — одно из самых лиричных произведений художника, в котором пейзаж и персонажи, лежащие у стога девушка и юноша, составляют единую мелодию, тихую песнь вечной красоте.
Знаковой картиной зрелого периода в творчестве художника является картина «Прощание» (1975). Сам художник так объясняет свою картину: «О чём она? О Родине, о матери, которая для меня неразделима с Родиной, о трудностях, которые выпали на долю, тяжкую долю моего народа в период Великой Отечественной войны. О неоплаченном долге перед нашими матерями, даровавшими нам жизнь, освятившими своей любовью».
Мыльников часто ездит в зарубежные страны. Он неоднократно бывает в Италии и в Китае, знакомится с искусством Японии, Египта, Венгрии, Голландии, Франции, ГДР, Соединенных штатов Америки и других стран мира. Так, сильнейшее впечатление на художника произвели испанские мастера, которых он видел в Мадриде, Толедо и других городах. Старая и новая культура этой страны поразила Мыльникова, и по возвращении на родину он исполнил триптих, посвященный Гарсиа Лорке. «Испанский триптих» (1979), включающий: «Распятие», «Корриду», «Смерть Гарсиа Лорки», считается вершиной творческого наследия автора. В этой работе, ставшей яркой вехой в истории отечественной живописи, с особой остротой и отчаянным темпераментом раскрываются вечные темы: жизни и смерти, предательства и любви, телесного страдания и духовного возрождения.
В поздний период своего творчества, не теряя интерес к излюбленным жанровым мотивам, художник не перестает находиться в глубоком духовном поиске и пишет несколько знаковых работ на религиозную тему, в которых его философские идеи раскрываются с особым драматизмом. В 1995 он пишет «Распятие», где его волнует идея трагического искупления. С 1998 по 2000 год создает картину «Пьета», в которой сдержанная холодная гамма позволяет зрителю почувствовать глубину идеи о покаянии и всепрощении.
Мыльников умер 16 мая 2012 года. Похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища в Санкт-Петербурге.
Произведения художника находятся в крупнейших собраниях России — Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, Музее современного искусства в Москве, галерее З. К. Церетели, Музее академии художеств, Смоленской картинной галерее, Дрезденской картинной галерее, Музее Людвига в Кельне, а также в музеях и частных собраниях Германии, Китая, Испании, Японии, Тайваня, США. Большая коллекция работ автора находится в Шанхайском музее живописи имени А. А. Мыльникова.
По свидетельству аукционного дома «MacDougall’s Russian Art» является одним из наиболее востребованных на рынке российских художников, в связи с чем его работы часто являются предметом фальсификации.
Семья:
Жена — Пестова Ария Георгиевна (1928, Уфа —1999, Санкт Петербург ). Солистка балета Мариинского театра. После окончания работы в Мариинском театре преподавала в Академии русского балета имени А. Я. Вагановой.
Дочь — Мыльникова Вера Андреевна — заслуженный художник России, академик РАХ (род. в 1950)
Внучка — Мыльникова Дарья Всеволодовна — художник (род. в 1974)
Внук — Акцынов Андрей Всеволодович — писатель (род. в 1987)
Об искусстве:
Искусство бывает живое и мертвое. И сколько ни закапывай его в землю, ни разрушай и растаптывай, оно встанет, его раскопают, и, если оно рождено истинной любовью, стремлением к совершенству и прекрасному, добром и болью души, оно встанет из руин и озарит своей красотой сердца людей.
Память:
Мемориальная доска
В 2013 году на фасаде дома по адресу: Каменноостровский пр., дом 26/28, где художник жил и работал в квартире-мастерской № 44 в 1951—1967 годах, установлена мемориальная доска.
Памятник:
В ноябре 2016 года в сквере рядом с домом на ул. Мичуринской, где жил художник, установлен бронзовый памятник в рост, изображающий мастера за работой (скульптор Валентин Свешников, архитектор Феликс Романовский).
Музеи:
Шанхайский музей живописи имени А. А. Мыльникова.
Награды:
Герой Социалистического Труда (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 февраля 1990, орден Ленина и медаль «Серп и Молот») — за большие заслуги в развитии советского изобразительного искусства
орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (22 ноября 1999) — за заслуги перед государством, большой вклад в укрепление дружбы и сотрудничества между народами, многолетнюю плодотворную деятельность в области культуры и искусства
орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (14 февраля 2009) — за большой вклад в развитие отечественного изобразительного искусства и многолетнюю педагогическую деятельность
орден Дружбы народов (11 июня 1994) — за большой вклад в развитие изобразительного искусства, укрепление международных культурных связей и плодотворную педагогическую деятельность
орден Ленина (1979) — за заслуги в развитии советского изобразительного искусства и в связи с 60-летием со дня рождения
орден «Знак Почёта» (1962)
медаль «За оборону Ленинграда»
медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
Медаль «В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
юбилейная медаль «Сорок лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1963)
Народный художник РСФСР (1968)
Народный художник СССР (1976)
Ленинская премия (1984) — за живописный триптих «Испания»: «Распятие», «Коррида», «Смерть Гарсиа Лорки» (1979)
Сталинская премия третьей степени (1951) — за картину «На мирных полях» (1950)
Государственная премия СССР (1977) — за картину «Прощание» (1975)
Государственная премия РСФСР в области архитектуры (1979) — как соавтору и руководителю творческой группы, создавшей художественную экспозицию музея «Битва за Ленинград»
Диплом Совета Министров (1970) — за творческие успехи на IV Республиканской выставке «Советская Россия»
Грамота Главного управления культуры Ленинградского исполнительного комитета (1975) — за картину «Прощание»
почётный знак Общественного совета Санкт-Петербурга «Признательность Санкт-Петербурга»
Серебряная медаль МК СССР (1958) — за картину «Пробуждение» (1957)
Золотая медаль АХ СССР (1981) — за триптих «Испания»: «Распятие», «Коррида», «Смерть Гарсиа Лорки» (1979)
Основные произведения
Жанровые полотна:
«Клятва балтийцев» (1946, дипломная картина, ГРМ),
«На мирных полях» (1950, ГТГ — Сталинская премия),
«Белая ночь» (1963),
«Тишина» (1970),
«Сестры» (1967),
«К родне» (1972),
«Лето» (1969, ГРМ),
«Мать с ребёнком» (1978),
«Сон» (1984),
«Ленинград. 1941 год» (1974),
«Прощание» (1975, ГРМ — Государственная премия СССР),
Испанский триптих: «Коррида», «Распятие», «Смерть Гарсиа Лорки» (1979, ГТГ — Ленинская премия),
«Тишина» (1987);
Портреты:
«Верочка» (1964),
«Портрет скульптора С. Т. Коненкова» (1970),
«Портрет М. Дудина» (1973),
Пейзажи:
«Венеция» (1964),
«Новгородский пейзаж» (1969),
«Весна» (1972),
«Гроза», «Остров» (обе 1975),
«Ветреный день» (1975),
«Голубой день» (1978),
«Зима» (1979),
«Гроза», «В парке» (1980),
«Берега» (1982);
Натюрморты:
«С зелёной кружкой» (1983),
«С лимонами» (1981),
«С синей вазой» (1984).
Монументальное искусство:
Мозаики для Театра юного зрителя имени А. А. Брянцева,
Мозаичные панно станций Ленинградского метрополитена «Владимирская» и «Площадь Ленина».
Портрет В. И. Ленина на занавесе зала заседаний Кремлёвского дворца съездов.
Ученики:
Александр Быстров
Валерий Леднев
Андрей Блиок
Шариф Шахмарданов
Вера Мыльникова
Сергей Репин
Никита Фомин
Всеволод Акцынов
Игорь Кравцов
Отзывов: 0
Этот автор был добавлен в каталог 13.08.2021