Тер-Оганьян Авдей Степанович

Тер-Оганьян Авдей Степанович

Об Авторе

Подробная информация:

​Биография

Родился 9 декабря 1961 года в Ростове-на-Дону.

Учился в детской художественной школе, где познакомился со своим, как он считает, единственным настоящим учителем, скульптором Борисом Ивановичем Мыгасом. Был участником клуба «Это». C 1978 по 1982 год учился в Ростовском художественном училище им. М. Б. Грекова, которое так и не окончил, поскольку дважды был из него исключён за эстетическую несовместимость. В 1988 году основал в Ростове-на-Дону товарищество «Искусство или смерть». В 1988 году впервые в России организовал выставку товарищества в ростовском общественном кооперативном туалете.

В 1989 г. перебрался в Москву. Руководил галереей в Трёхпрудном переулке, галереей «Вперед!».

В 1995—1998 руководил «Школой современного искусства», в которой обучал подростков (в том числе своего сына Давида) теории и практике авангардного и поставангардного искусства, часть которых стали действовать как Общество Радек.

На выставке «Арт Манеж-98» 4 декабря 1998 года Авдей Тер-Оганьян выступил с перформансом «Юный безбожник», где он публично рубил топором репродукции православных икон, после чего против него было открыто уголовное разбирательство по обвинению в разжигании религиозной вражды (статья УК РФ 282). Не дожидаясь суда, Авдей Тер-Оганьян эмигрировал и получил политическое убежище в Чехии. Жил и работал в Берлине, где возобновил работу Школы современного искусства и галереи «Вперед!». По утверждению журналиста издания Коммерсантъ Анны Толстовой, является «первым художником-политэмигрантом в истории пост-советской России».

Творчеству и судьбе Тер-Оганьяна посвящена книга Мирослава Немирова «А. С. Тер-Оганьян: Жизнь, Судьба и контемпорари арт» (1999). Некоторые критики считают, что Авдей Тер-Оганьян и все художники «Трехпрудного» относились к категории художников, которые в Москве «определили дух девяностых».

В рейтинге журнала «Артхроника» «50 самых влиятельных людей в российском искусстве 2010» Авдей Тер-Оганьян занял 23 место.

Более 20 лет жил и работал в Праге и Берлине.

В июне 2019 года, после закрытия уголовного дела, Авдей Тер-Оганьян вернулся в Россию. На вопрос о ближайших планах после возвращения, Тер-Оганьян ответил: «Я — художник, продолжаю свою нехитрую деятельность. Планирую заниматься искусством, потому что ничего больше я делать не умею».

Работы Тер-Оганьяна на выставке «Русский контрапункт» в Лувре

Основная статья: Контрапункт: современное русское искусство

В сентябре 2010 года работы Авдея Тер-Оганьяна из серии печатных работ «Радикальный абстракционизм» (2004) были исключены из программы выставки «Русский контрапункт»/«Le contrepoint Russe» в Лувре, готовящейся в рамках Года России во Франции. Со слов представителя ГЦСИ работы Тер-Оганьяна решили не отправлять за рубеж, так как они «содержат призыв к насильственному изменению конституционного строя РФ, а также призыв, направленный на разжигание межрелигиозной ненависти и вражды». «Эти работы из серии „Радикальный абстракционизм“ не получили разрешение от Росохранкультуры на вывоз, поэтому остались в Москве». 26 сентября 2010 года Тер-Оганьян выступил с открытым письмом, в котором отказался принимать участие в выставке, если не будут выполнены два условия: 1. Его работы для выставки должны быть официально выпущены из Москвы; 2. Должен быть продлён российский паспорт художнику Олегу Мавроматти, преследуемому по ст. УК РФ 282, и которому грозит экстрадиция в Россию. После ряда протестных мероприятий со стороны художников и общественности, Минкульт РФ разрешил вывоз работ из России. Поскольку не был выполнен пункт 2 ультиматума (касательно Олега Мавроматти), Тер-Оганьян объявил выставке бойкот и призвал остальных участников выставки к нему присоединиться. Однако организаторы выставки, несмотря на официальный отказ Авдея Тер-Оганьяна от участия в выставке, разместили в экспозиции все четыре его работы, заявленные ранее. Сам Тер-Оганьян даже не получил приглашения на открытие выставки, но прибыл на неё с целью дальнейшего бойкотирования и выступления в поддержку Мавроматти — за свой счёт.

Работы находятся в собраниях:

Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Государственный Центр современного искусства, Москва.

Музей актуального искусства ART4.RU, Москва.

Ростовский областной музей изобразительных искусств, Ростов-на-Дону.

Коллекция Альберто Сандретти, Италия.

Оклахомский художественный музей, коллекция Кристиан Кизи, Оклахома-Сити, США.

Коллекция 16thLINE art-gallery

Коллекция Евгения Нутовича, Москва.

Персональные выставки:

2013 — «Fucked or Museum of Russian Futurists. 1978-2013». Галерея «Tranzit Display», Прага.

2009 — «SHIT IN ART» (совм. с Иварсом Гравлейсом). Галерея «36», Оломоуц.

2008 — «The Medium is the Message 2008» (совм. с Иварсом Гравлейсом). Галерея «Ateliér Josefa Sudka», Прага.

2008 — «Лица искусства XX века» (совм. с Вацлавом Магидом). Галерея «Футура», Прага.

2008 — «Ольга Свиблова — говно, или Конец критического дискурса» (совм. с Зоей Черкасской). Галерея М. и Ю. Гельман, Москва.

2006 — «Школа Авангардизма». Галерея М. Гельмана, Москва.

2006 — «Telefonrechnung». Галерея «Вперед!», Берлин.

2006 — «Rot» (совместно с Е. Колбасиной). Галерея «Вперед!», Берлин.

2006 — «After Kitup». Галерея «Вперед!», Берлин.

2006 — «Голоса» (аудио реди-мейд, совм. с Алексеем Булдаковым). Галерея «Вперед!», Берлин.

2006 — «Avdey Ter-Oganian. Retrospective» / Авдей Тер-Оганьян. Ретроспектива. Ставангер, Норвегия.

2005 — «Luftfolie». Галерея «Вперед!», Берлин.

2005 — «Левый Марш». Перформанс-Интервенция на вернисаже 2-й Пражской биеналле. Display — Space for Contemporary Art, Прага.

2005 — «Школа Авангардизма». Галерея «Вперед!», Берлин.

2005 — «Project of the assertion of the new. Avdey Ter-Oganian 1982—2005. Retrospective» / «Авдей Тер-Оганьян. Ретроспектива». Kulturhus Stavanger, Норвегия.

2004 — «Ready-made now». Галерея «Вперед!», Берлин.

2004 — «Хорст Ебауер — чемпион мира» (совм. с Ильей Китупом), Галерея «Вперед!», Берлин.

2004 — «Полосочки». Галерея М. Гельмана, Москва.

2003 — «Ненормативная живопись». Галерея М. Гельмана, Москва.

2003 — «Yves Klein, Exercise». Display — Space for Contemporary Art, Прага.

2000 — Галерея «Вперед!». Галерея NoD, Прага.

1999 — «Работы Авдея Тер-Оганьяна из коллекции галереи М. Гельмана». Галерея М. Гельмана, Москва.

1999 — «10 лет в искусстве». Центр современного искусства, Москва.

1998 — «Вон из искусства!». Галерея М. Гельмана, Москва.

1996 — «Солнце в бокале». Галерея М. Гельмана, Москва.

1993 — «Некоторые проблемы реставрации произведений современного искусства». Галерея в Трёхпрудном переулке, Москва.

1992 — «Натюрморт с подсвечником». Галерея М. Гельмана, Москва.

1992 — «L.H.O.O.Q.» — Галерея в Трёхпрудном переулке, Москва.

1992 — «Из нового». — Галерея в Трёхпрудном переулке, Москва.

1992 — «В сторону объекта». — Галерея в Трёхпрудном переулке, Москва.

1992 — «Вперед». — Галерея в Трёхпрудном переулке, Москва.

1992 — «Карлики». (совм. с Ильей Китупом) — Галерея в Трёхпрудном переулке, Москва.

1991 — «Плохая живопись» (Совместно с В. Ситниковым). Галерея М. Гельмана, Москва.

1981 — «Авдей Тер-Оганьян». Городской психиатрический диспансер, Ростов-на-Дону.

1980 — «Авдей Тер-Оганьян». Молодёжный центр «ЭТО», Ростов-на-Дону.​


Рейтинги
Общее впечатление:
Идея, мысль, посыл:
Мастерство исполнения:

Работы Автора





Этот автор был добавлен в каталог 13.08.2021