Ковылина Елена Евгеньевна

Ковылина Елена Евгеньевна

Об Авторе

Подробная информация:

​Биография

Родилась 22 ноября 1971 года в Москве. С раннего детства знала, что хочет стать художницей. Ходила в детскую изостудию В. А. Богданова. С 1988 по 1991 годы училась в Московском государственном академическом художественном училище памяти 1905 года (живописно-педагогический факультет), потом поступила в МГХИ им. Сурикова, также на факультет живописи. С 1996 по 1998 годы училась в частной школе современного искусства в Цюрихе F+F School for Art and Media Design Zurich (инсталляция, перформанс, видео, объект). Во время своей учёбы в Цюрихе много путешествовала, ходила по музеям, выставкам, занималась экспериментами в области новых медиа.В 1999 году окончила курс «Новые Художественные стратегии» ИПСИ (Москва). В 2003 году получила диплом факультета медиа арт Университета Искусств Берлина (Udk Berlin), где училась у классика немецкого искусства профессора Ребекки Хорн. В 2012 году организовала совместно с художником и директором Государственной Галерее на Солянке Федором Павловым-Андреевичем первую в Москве школу перформанса PYRFYR (в данный момент не работает), став её художественным руководителем. В 2014 году получила диплом магистра искусствоведения в Российском Государственном Гуманитарном Университете (направление «Визуальные коммуникации», тема научной работы — специфика образа в искусстве перформанса XXI столетия. С 2015 года ведёт независимые авторские воркшопы по перформансу и развитию личности.

Барбара Полла, галерист, писательница и политик успешно продает работы Ковылиной на Западе, которые выставляются в Analix Forever Gallery (Швейцария, Женева). В России коллекцию из 30-ти видеоработ приобрел Фонд Виктория. Работы художницы также хранятся в собраниях: Fondazione Sandretto Re Rebaudengo, Турин; Centro Videoinsight, Турин; National Museum of Woman in the Arts, Вашингтон; Фонд «Современный город», Москва; Московский музей современного искусства, в частных собраниях (Виктора Бондаренко и других).Ковылина участвовала в крупнейшем международном арт-форуме — Венецианской биеннале, в европейской странствующей биеннале «Манифеста», Сиднейской биеннале, биеннале в Шардже, обладательница множества международных грантов.

Несколько лет посвятила проекту благотворительного общества «Комитет „Красная обитель“» и работе в Театре беспризорной молодежи.

Есть двое детей.

Творчество:

Ковылина стала пробовать себя в перформансах ещё в середине 1990-х годов. В первых перформансах она проверяла на прочность свое тело и чувства зрителя. Ковылина уплывала в открытое море в лодке без весел, вставала с петлей на шее на стул и просила зрителей выбить его из-под ног, выпивала в галерее литр водки под военные песни, а также заявляла, что намерена выстрелить в куратора Марата Гельмана, повторив атаку Валери Соланас на Энди Уорхола. Перформансы Елены Ковылиной известны своим непримиримым радикализмом. Работы Ковылиной экспонировались по всему миру — США, Албания, ОАЭ, Швеция, Финляндия, Австралия, Чехия. Содержанием перформансов и медиаинсталляций оказывается государственная политика, острые социальные и общественные вопросы, такие как тема идентичности или равенства, которые она подвергает иронии. Её акции выступают в качестве острой сатиры на актуальные российские и мировые проблемы.

Избранные работы:

1."Не хотите ли чашечку кофе?", или Сожги мир буржуазии"

Художница приглашает несколько желающих присесть с ней за накрытый чайный стол, а через несколько минут беседы неожиданно подожжет скатерть. Перформанс Елены Ковылиной исследует «межчеловеческие отношения». Зрители и участники перформанса ждут специального человека с огнетушителем. Медленно, но уверенно действие движется к апогею: художница подчёркнуто неторопливо поливает салфетки и бумажную скатерть бензином. Свечи и бенгальские огни зажигаются также без спешки. Никто не решается подойти к столу. Медленно загораются скатерть и салфетки, сухие цветы, а за ними и стол. Комната заполняется едким дымом. Зрители выходят — дышать нечем. Специально приглашённый человек тушит пламя мокрыми тряпками, чтобы сильно не разгоралось. Пожар потушен, комната проветрена. Зрители подтягиваются к весьма художественно обгоревшему столу отведать картофельный салат и шампанское.

2. Любовь после холодной войны. 2006. Лос-Анджелес

Проект родился в Лос-Анджелесе (США) в 2006 году. Художницу вдохновил Голливуд, «фабрика снов», где организовано глобальное производство искусства, выражающее идеалы американского образа жизни. Материалом художественного исследования послужила социальная группа обитателей Лос-Анджелеса, верящая в возможность осуществления «американской мечты». Это люди, зарабатывающие свой хлеб в качестве мелких клерков, разнорабочих, обслуживающего персонала, считают себя актёрами и при случае готовы так же сыграть роль в реализуемых голливудских кинопроектах. Художнице удалось вступить с ними в контакт, разместив в местной газете «Back Stage» объявление о том, что она собирается снять фильм «Любовь после холодной войны». Инсталляция в Американском центре представляет зрителю фотографии из портфолио более 250 претендентов на роль «агента», «президента», «топ-модели» и «первой леди» в фиктивном фильме Ковылиной, а также видеодокументацию их кинопроб. Для кинопроб, которые художница провела более чем с 70 претендентами, они должны были подготовить монолог-импровизацию на тему «Почему я люблю Америку?». Таким образом, темой инсталляции является образ идеального американца, как его примеряет на себя человек из народа, верящий, что «американская мечта» может осуществиться именно в его судьбе.

3.Живой концерт. 2005, Москва.

Перформанс Ковылиной «Живой концерт» был осуществлен в 2005 году в московской галерее «XL». Перед собравшейся в галерее аудиторией, а соответственно и зрителями, наблюдающими видео, предстает странная мизансцена. За чёрным роялем в подобающем случаю концертном фраке сидит пианист, самозабвенно исполняющий виртуозные романтические хиты: ми-мажорный полонез Листа (фрагмент) и «Революционный этюд» Шопена, — а на крышке инструмента в позе томной одалиски возлежит обнаженная Ковылина.

Без стеснения демонстрируя свою наготу и неизбежно оказываясь в фокусе всеобщего внимания, она уподобляется то ли позирующей натурщице, то ли прекрасной музе, одним своим присутствием вдохновляющей артиста на творчество. Правда, она не только пребывает в ментальном мире музыканта, но и великодушно материализуется здесь для всех присутствующих. Интересную параллель «Живому концерту» может составить некогда скандальный «Завтрак на траве» Эдуарда Мане — ныне почтенный музейный шедевр. В своем перформансе Ковылина нарочно нивелирует хрупкую границу между жизнью и искусством, провоцируя зрителя на почти семиминутный акт вуайеризма.

4. Вальс. 2001, Берлин.

Ковылина приглашала зрителей на танец, а после каждого тура накалывала на грудь орден и выпивала рюмку водки. В конце концов партнёров приходилось вытаскивать из толпы силой — никому не хотелось кружиться под музыку с абсолютно пьяной женщиной, и то, что поначалу казалось приятным времяпрепровождением, превратилось в катастрофу.

5."Равенство" («Egalite»),2008

Идея перформанса «Равенство» («Egalite») заключается в том, чтобы выстроить ровную линию по головам участников напротив здания государственной власти. Для этого Ковылиной пришлось подпиливать табуретки и уравнивать разных по росту людей. Перфоманс Ковылиной — открытая, но очень поэтичная, метафорическая критика социальных основ государства, приобретающая общемировой контекст, попытки сделать всех равными и одинаковыми в разных государствах.

6.Морковь культурная,2018

"Проект «Морковь культурная» («Carotte culturele») — это попытка дать искусству самоутвердиться в обстановке «культурной изоляции», пойти навстречу зрителю, предложив ему увидеть знакомые повседневные образы как объекты так называемой «высокой культуры».

В названии проекта обыгрывается многозначность и разнопластовость самого термина «культура», поскольку не только на русском, но и на европейских языках он может относиться как к духовной, так и материальной сфере — и к художественному творчеству, и к сельскохозяйственной деятельности.

В силу особенностей цивилизационного развития России современное искусство как феномен постиндустриального мира с трудом произрастает в нашей стране.

Цель проекта — наладить диалог между населением и искусством, создать взаимодействие культур — аграрной и художественной, современной информационной (культурой новых медиа) и традиционной сельскохозяйственной, а также преодолеть изолированность российского населения от актуальных художественных процессов.

Персональные выставки:

2015 — «Вечное время». Галерея Екатерины Ираги, Москва.

2008 — «Равенство». Фонд «Современный город», Москва.

2005 — «Перформансы Елены Ковылиной». Галерея «XL Project», АРТСтрелка, Москва.

Избранные групповые выставки

2015 — Biennale d’art contemporain Hybride3.

2015 — Douai.

2014 — Манифеста 10, Государственный Эрмитаж, Петербург.

2013 — «Сны для тех, кто бодрствует». Московский музей современного искусства[.

2013 — Больше света. 5-я Московская биеннале современного искусства.

2010 — Тиранская биеннале.

2002 — «Деконструкция» Биеннале в Цетинии, Черногория.

2009 — 9th Sharjah Biennial (Sharjah International Art Biennial), Шарджа, ОАЭ.

2006 — «Зона контакта», биеннале в Сиднее.

2005 — 2-я Пражская биеннале.

2003 − 1st Praguebiennale, Prague.​


Рейтинги
Общее впечатление:
Идея, мысль, посыл:
Мастерство исполнения:

Работы Автора





Этот автор был добавлен в каталог 13.08.2021