Нюренберг Амшей Маркович

Об Авторе

Подробная информация:

В 1904—1910гг учился живописи в Одесском художественном училище у профессора Кириака Костанди. После окончания училища отправился продолжать своё образование в Париж. Жил в Латинском квартале в среде русских художников. В течение года делил одно ателье с М. Шагалом в фаланстере «Ля Рюш» (La ruche).

В 1913 году вернулся в Одессу, где возглавил группу модернистского направления «Независимые» и открыл школу «Свободная мастерская» (1918). Участвовал в выставках одесских художников. После революции 1917 года был назначен первым народным комиссаром искусств в Одессе, руководил Комитетом по охране произведений искусства и исторических зданий города.

С 1920 года проживал в Москве, где являлся художественным корреспондентом газеты «Правда», работал с В. Маяковским в «Окнах РОСТа», был профессором истории западной живописи во ВХУТЕМАСе. В 1927-29 годах был командирован Наркомом образования А. Луначарским в Париж для чтения лекций о советском искусстве. В 1932 году участвовал в организации МОССХа.

Во время Второй мировой войны (1941—1943гг) находился в эвакуации в Ташкенте (Узбекистане). После войны работал в Москве как художник, в том числе, для музея Революции.

На протяжении жизни Нюренберг работал в разных стилях — от модернизма до реализма, всегда оставаясь верным традициям Парижской школы.

Биография

21 апреля 1887 — рождение в г. Елисаветград (ныне Кировоград, Украина), в еврейской семье. Родители — владельцы рыбной лавки. Амшей — старший из 10 детей.

1905 год — окончание общеобразовательной школы в Елисаветграде, где рисование преподавал ученик Ильи Репина Феодосий Козачинский.

1905—1911 годы — учёба в Одесском художественном училище в классе профессора Кириака Костанди.

1911—1913 годы — пребывание в Париже, учёба в частных художественных Академиях, работа художественным корреспондентом в русскоязычной социал-демократической газете «Парижский вестник». В течение года совместное ателье с Марком Шагалом в фаланстере «Ля Рюш» (La ruche) в проезде Данциг.

1913 — возвращение в Елисаветград, преподавательская деятельность.

1915 — переезд в Одессу, выставочная деятельность с группой модернистов, впоследствии названных «одесскими парижанами». Организация «Общества независимых», преобразованное в 1918 г. в «Товарищество независимых художников».

1915 — брак с балериной Полиной Мамичевой (1894—1978).

1918 — основание художественной студии «Свободная мастерская» вместе с «Детской академией». Преподаватели — художники, учившиеся во Франции (Амшей Нюренберг, Сигизмунд Олесевич, Сандро Фазини, Теофил Фраерман, Исаак Малик). Среди учеников — Виктор Мидлер (впоследствии старший хранитель отдела новейшей русской живописи Третьяковской галереи), жена Полина Мамичева, Наум Соболь (театральный художник).

1919 — народный комиссар искусств Одессы и глава Комитета по охране памятников искусства и старины.

1919—1920 — главный редактор первой Советской газеты в Елисаветграде «Красная деревня».

1920 — переезд в Москву, работа в Окнах РОСТА вместе с Владимиром Маяковским, Иваном Малютиным и Михаилом Черемных, изготовление более 200 плакатов.

1921 — создание Нового общества живописи (НОЖ) вместе с художниками Александром Глускиным, Самуилом Адливанкиным, Георгием Ряжским, Михаилом Перуцким и др.


1921—1922 командировка в Узбекистан вместе с Виктором Мидлером и Полиной Мамичевой для организации реставрации исторических и культурных памятников.


1922—1924 — профессор истории западной живописи во ВХУТЕМАСе.

1923 — рождение дочери Нины (впоследствии солистки Большого театра СССР Нины Нелиной).

1923—1925 — совместные выставки с бывшими членами группы «Бубновый валет» (1910-17) и написание декларации для их нового общества «Московские живописцы» под председательством Петра Кончаловского.

1924—1926 — первый художественный обозреватель газеты «Правда».

1927—1929 — направление в Париж Наркомом просвещения Анатолием Луначарским в качестве «культурного посла» для чтения лекций о советском искусстве и написания репортажей о французском искусстве для советской прессы. Участие в парижском «Осеннем салоне» 1928 г.

1930-е — участие в организации Союза художников, работа для музея Революции, творческие командировки в колхозы Украины и Северного Кавказа и на шахты Кузбасса.

1941—1943 — эвакуация в Ташкент в связи с войной. Работа в Узбекском союзе художников.

1943 — возвращение в Москву. Работа для музея Революции.

1950-е — выход на пенсию. Продолжение активной живописной и литературной деятельности, включая участие в выставках, написание мемуаров и публикации в газетах и журналах.

10 января 1979 года — смерть в возрасте 91 года в Москве. Захоронение на Ваганьковском кладбище.​


Рейтинги
Общее впечатление:
Идея, мысль, посыл:
Мастерство исполнения:

Работы Автора





Этот автор был добавлен в каталог 13.08.2021