Биография
Учился живописи сначала у своего отца Хуге Якобса (работы последнего до настоящего времени не сохранились), потом у Корнелиса Энгелбрехтсена (одновременно с Артгеном ван Лейденом). Очень рано овладел искусством гравюры и работал в Лейдене и Мидделбурге.
Карел ван Мандер сообщает о том, что Лукас был неутомимым художником, который в детстве раздражал свою мать, так как он расходовал много свечей, рисуя долгие часы после наступления темноты. Также её тревожило, что, слишком много работая, сын подрывал своё здоровье. По словам ван Мандера, ещё мальчиком он общался только с другими молодыми художниками, гравёрами по стеклу и ювелирами. Как рассказывает ван Мандер, за акварель с изображением святого Хуберта Лукас получил от некоего Йохана ван Локхорста из Лейдена (ум. в 1510 году) по 1 золотому флорину за каждые из своих 12 лет. Начав работать профессионально в молодом возрасте, несмотря на раннюю смерть, он оставил значительное творческое наследие.
Где Лукас изучал искусство гравирования, неизвестно. Мотивы для своих гравюр и картин, перерабатывая их, он брал у Маркантонио Раймонди. Он очень быстро стал первоклассным гравёром: самое раннее из известных произведений Лукаса («Магомет и монах Сергий») датируется 1508 годом, тогда ему было приблизительно 14 лет, однако в этой работе не обнаруживается никаких следов незрелости. Этим же годом датируется атрибутируемая Лукасу ван Лейдену картина «Игра в шахматы», она является одним из первых жанровых произведений в нидерландской живописи и содержит единственное изображение партии в курьерские шахматы.
В 1514 году Лукас вошёл в гильдию живописцев Лейдена. Он побывал в Антверпене в 1521 году, в то время, когда по Нидерландам путешествовал Альбрехт Дюрер. В 1527 году Лукас побывал в Мидделбурге, встретившись там с Мабузе. Непрерывный ряд датированных гравюр позволяет проследить за развитием Лукаса как мастера графики на протяжении всей его жизни. Одним из тех, кто оказал наибольшее влияние на Лукаса, был Дюрер.
В 1522 году художник вступил в гильдию святого Луки в Антверпене, затем вернулся в Лейден, где умер в 1533 году.
Живопись
Сохранилось семнадцать живописных работ Лукаса, ещё двадцать семь известны из описаний Карела ван Мандера, а также по современным копиям или графическим работам Яна де Бишопа, выполненным в конце XVII века. Макс Фридлендер в своей работе, посвящённой Лукасу не определил ясной закономерности в развитии его стиля, в значительной степени потому, что в круг его произведений были включены некоторые картины, атрибуции которых позднее признаны ошибочными.
Четыре основных этапа творчества художника выделяет Элис Лоутон Смит: ранние композиции с поясными фигурами (1506—1512), появление в произведениях Лукаса пейзажей (1512—1520), влияние антверпенской живописи (1521—1525) и поздние работы (1525—1531) — многофигурные композиции на фоне лесных пейзажей (например, «Исцеление Иерихонского слепца»).
Живописные работы Лукаса ван Лейдена ценятся не так высоко, как его графические работы, но он, несомненно, был одним из выдающихся нидерландских художников своего времени. Он считается одним из первых художников Нидерландов, обращавшихся к жанровой живописи.
Отзывов: 0
Этот автор был добавлен в каталог 13.08.2021