Сергей Дрейден как художник
2011 год. К 70-летию Сергея Симоновича приурочена Выставка Сергея Дрейдена «Моя жизнь в картинках». Выставка в галерее «Борей» (Литейный пр. 58), где 15 лет назад состоялась первая выставка его рисунков.
Рисунки делались Сергеем Дрейденом в разные годы на подручном материале: бумага, картонки, часто упаковочный гофрированный картон, вовсе, казалось, непригодный для художества. Все эти беглые портреты, пейзажи, жанровые картинки меньше всего фиксируют реальность: они, скорее, своеобразные сказки о ней. Преображающая фантазия художника смещает планы и масштабы, подчеркивает главное и не обращает внимания на второстепенное. Точнее, главное и второстепенное в композициях меняются местами и создают эффект отстранения, как в акимовских декорациях. Не случайно Николай Павлович Акимов, создатель Театра комедии, где начинался театральный путь Дрейдена, с интересом отнесся к рисункам молодого артиста и поощрил его художественные опыты.
Многие рисунки были сделаны по горячим следам — это прежде всего спектакли, в которых артист участвовал, но мог одновременно видеть их со стороны. Таковы, например, блестящие зарисовки к «Селу Степанчикову». Нежные пейзажи Киева, города, где рос сын Коля. Отчий дом с красной мебелью, елкой, откуда увозит отца чёрный «воронок», питерский вид из окна, улица, по которой маршируют пожарные и катят катафалки, вокзальный зал на Удельной с фигурами по-шагаловски разметанными, словно в фантастическом спектакле или во сне.
Особое место занимают в этом собрании автопортреты. В графических набросках актёр изучает свои лицо и тело, это как пробы на гибкость и пластичность собственной фактуры, своего материала для театра. Образы и роли появляются в автозарисовках как варианты сценического — не грима — лица-маски. Очарование этой художественной исповеди уникально, как уникальна сама творческая биография актёра Сергея Дрейдена.
Биография
Родился в семье театроведа Симона Давидовича Дрейдена (19.12.1905 — 04.12.1991) и актрисы Зинаиды Ивановны Донцовой (1902—1971) в Новосибирске, куда его родители были эвакуированы из Ленинграда.
Прадеду по отцу, Шимону Дрейдену, позволили жить в столице империи (в Санкт-Петербурге) потому, что он 25 лет отслужил в царской армии. Его семье было выдано официальное разрешение. Дед — Давид Шимонович Дрейден (1877—1919) — до революции 1917-го года владел маленькой типографией в Санкт-Петербурге. Бабушка — Софья Флейтман (1882—1958) была из интеллигентной семьи. Другой дед, с материнской стороны, Иван Донцов, был старшим дворником Казанского собора.
Окончил актёрский факультет ЛГИТМиК (1962, курс Татьяны Сойниковой).
С 1962 актёр Ленинградского театра миниатюр под руководством А. И. Райкина.
В 1963—1964 — актёр Ленинградского театра драмы и комедии.
В 1964—1968, 1970—1980 — актёр Ленинградского Театра комедии им. Н. П. Акимова.
С 1985 года — три сезона подряд работал в высокогорной геологической экспедиции в Восточной Сибири.
В 1988 году в титрах фильма «Фонтан» Сергей Симонович в память мамы назвался Донцовым, тем самым желая отделить работу в театре от работы в кино. К фамилии Дрейден он вернулся только в фильме «Русский ковчег» Александра Сокурова.
Выступал на эстраде в России, на Украине, в Молдавии с моноспектаклями и в камерных постановках экспериментального характера. В 1989 г. вместе с тогдашней женой Аллой Соколовой организовал Мастерскую драматурга и актёра при ВОТМ. В 1990-х работал в Театральном музее, в театре «Приют Комедианта», галерее «Борей», в «Чаплин-клубе» (площадка «Лицедеев»), БДТ им. М. Горького.
1 февраля 2012 года Дрейден за роль в спектакле «Мой уникальный путь» в постановке Григория Дитятковского (театр «Приют Комедианта») удостоен Санкт-Петербургской премии им. В. И. Стржельчика.
4 декабря 2012 года театральная Премия «Золотой софит» объявила Сергея Дрейдена лучшим актёром 2012 года. Он был удостоен Премии «за лучшую мужскую роль», а именно, за роль в спектакле Григория Дитятковского «Мой уникальный путь» по пьесе Брайана Фрила «Целитель верой».
11 декабря 2012 года в Санкт-Петербурге, в Музее театрального и музыкального искусства состоялась торжественная церемония «Премия имени Андрея Толубеева». Сергей Дрейден был удостоен награды «За легендарный творческий путь и уникальную самостоятельность в актёрской профессии».
Когда началась война в 1941 году, родители Сергея, ленинградцы, Симон Давидович и Зинаида Ивановна, поехали вместе с театром в эвакуацию, в Новосибирск. Там семья Дрейденов оказалась вместе с семьями актёров Николая Черкасова и Василия Васильевича Меркурьева.
Сергей родился 14 сентября 1941 года, сразу, как только поезд с работниками Ленинградского театра им. Пушкина прибыл в Новосибирск. У его мамы, Зинаиды Ивановны, было мало молока, поэтому молочной матерью для новорожденного Серёжи стала дочь Всеволода Мейерхольда (жена актёра Василия Васильевича Меркурьева) — Ирина Всеволодовна Мейерхольд.
В 1944 году семья Дрейденов из Новосибирска переезжает в Москву, живёт на Тверском бульваре, за кулисами Камерного театра, где Симон Давидович работает завлитом у Александра Яковлевича Таирова.
В 1948 году Дрейдены возвращаются в Ленинград. Они получают квартиру на улице Чайковского, в доме № 43.
Через год, в 1949 году, главу семьи — Симона Давидовича арестовывают как врага народа. От маленького Серёжи скрывают арест папы, объясняя его отсутствие важной работой в Кремле.
В детстве Серёжа много болел и когда лежал в постели, слушал радиоспектакли.
Сергей с раннего детства любил рисовать, и, заметив это, родители отдали его в художественную школу. Маленький Серёжа рос домашним ребёнком, даже в первом классе не учился, а был водим няней в немецкую группу на дому (сохранившуюся от старых времен). А когда его перевели в школу (школа № 203 им. Грибоедова А. С., бывшая «Анненшуле», в которой учился Иосиф Бродский и другие знаменитые люди), то через 10 минут после начала первого урока встал, взял свой портфель, собрал туда тетради, объявил: «Мне домой надо! Мне пора» — и ушёл. Спустя время, Сергея, как сына врага народа, исключат из пионеров.
Вместе со школой в жизнь «домашнего мальчика» вошли пионерские лагеря от крупных заводов, где он проводил по три смены за лето. Потому что маме, актрисе, самые разнообразные предприятия, где она выступала, выдавали путёвки в лагеря для сына; а она в это время ездила на гастроли, зарабатывала деньги — ей ведь надо было кормить сына, себя и собаку и отправлять посылки мужу в лагеря.
После освобождения и реабилитации в 1954 году, отец Сергея, Симон Давидович, отбыв в лагере пять лет из десяти как враг советского народа, вернулся к жене и уже 13-летнему сыну. Некоторое время он жил с семьёй, но вскоре переехал в Москву, видясь с сыном только во время школьных каникул.
Во время школьных каникул Симон Давидович навещает сына в Ленинграде — они ходят на спектакли, на фильмы в Доме кино. Отец знакомит Сергея со своим лагерным другом — военным кинооператором Виктором Тимковским, и Сергей начинает заниматься у него в фотостудии при ДК имени Кирова.
После окончания школы Сергей собирался поступать на операторский факультет во ВГИК. Отец устраивает его такелажником на Ленфильм, потому как чтобы подать документы в приёмную комиссию, необходим был производственный опыт.
Но не стать оператором помог случай. Однажды Сергей шёл по Моховой, где в Театральном институте учились его друзья, которые стали агитировать его: поступай к нам, как раз консультация проходит. Так, вчерашний девятиклассник Сергей Дрейден рискнул и поступил.
Сразу после окончания Театрального института, в 1962 году, Сергей Дрейден пришёл в Театр миниатюр Аркадия Райкина, но проработал в нём всего четыре месяца, будучи не готов исполнять вспомогательные функции при великом Артисте.
В 1963 году театральный режиссёр Роза Абрамовна Сирота приглашает молодого артиста в Театр «На Литейном», где его увидел Николай Акимов и пригласил в Театр Комедии участвовать в спектакле «Гусиное перо». Эта постановка имела большой успех.
Пробыв два сезона, Дрейден ушёл из театра. Месяц работал по ночам шофёром — развозил ночью хлеб, а днём сочинял пьесы и разыгрывал их со своим товарищем Вячеславом Захаровым.
Вернулся обратно, когда Акимова уже не было. Работал с учеником Товстоногова Вадимом Голиковым. Потом туда пришёл Пётр Фоменко.
Также, помимо работы в театре, Сергей Дрейден начинает сниматься кино.
В основном в эпизодах, в фильмах: «Пока фронт в обороне» и «Четыре страницы одной молодой жизни».
А также в постановках Ленфильма. В телеспектакле «Смерть Вазир-Мухтара» — роль Осипа Ивановича Сенковского и в телеспектакле «Жизнь Матвея Кожемякина», где играет Прачкина.
И первая большая роль в фильме 1967 года Литовской киностудии — Поворот / Posūkis, где молодой артист играет сержанта Андрея Воронцова, спасающего литовских детей, оказавшихся в первые дни войны далеко от дома, в школьном автобусе на оккупированной фашистами территории.
В 70-е годы Дрейден много играет в Театре Комедии: замечательно светлый Одиссей в «Троянской войны не будет» у Петра Фоменко, лакей Видоплясов в «Селе Степанчикове» у Вадима Голикова, Пашка-интеллигент в его же «Ремонте».
А вместе с Вячеславом Захаровым они составляли постоянную и редкую клоунскую пару: рыжий и белый (белый, конечно, Дрейден). Из спектакля в спектакль — от «Романтиков» Эдмона Ростана, где они были отцами семейств, до социальных одноактовок Антохина, в которых Дрейден и Захаров играли советских работяг.
В конце 1968 года Сергея Дрейдена приглашает в свой фильм «О любви» режиссёр Михаил Богин.
Фильм снимался по сценарию Юрия Клепикова, и Дрейден должен был там играть маленькую роль, но исполнитель главной мужской роли приехать на съёмки не смог, и режиссёр предлагает роль Мити Сергею Дрейдену.
В фильм вошёл эпизод, когда Сергей Дрейден купается в проруби. Дело в том, что с 1967 года актёр занимается моржеванием. И это увлечение Дрейдена было решено внести в фильм. Картина имела успех у зрителей, но после эмиграции в США Виктории Фёдоровой, исполнительницы главной роли фильма, картину отложили на полку на двадцать лет.
Через три года, 1973-м Дрейден вновь снимается у Богина, в ленте «Ищу человека», где исполняет небольшую роль молодого архитектора.
Также молодой артист играет небольшие роли в фильмах: «Умные вещи», «О тех, кого помню и люблю» (1973 года), «Мой дом — театр», «Воздухоплаватель», «Необыкновенное воскресенье», «Полковник в отставке» (1975 года).
Ещё в самом начале 1970-х Сергей Дрейден вместе с Вячеславом Захаровым стали активно записываться на Ленинградском радио у Галины Дмитриевны Дмитриенко.
И после ухода из Театра Комедии в 1980 году Дрейден много работает на радио, а после дизайнером в Институте морского флота и печатником в типографии.
Но после рождения сына Коли, в декабре 1980 года, Сергей Дрейден со своей третьей супругой, драматургом Аллой Николаевной Соколовой и сыном уезжают на родину жены, в Киев. Там семья Дрейденов жила два года, а после, в 1983 году, вернулась в Ленинград.
Также с 1985 года Сергей Дрейден три сезона подряд работал в высокогорной геологической экспедиции в Восточной Сибири.
С 1986 года в проекте «Домашний театр» (в Театральном музее) Сергей Симонович играет в моноспектакле «Немая сцена» (импровизация по «Ревизору» Н. В. Гоголя), где исполняет все роли. Спектакль, приуроченный к 150-летию этого сочинения и задуманный сперва как работа для экскурсантов Театрального музея и рассчитанный на нескольких традиционных исполнителей, постепенно видоизменился. В осуществлении затеи участвовали режиссёр и актриса БДТ Варвара Шабалина и драматург Алла Соколова. За восемь лет существования этого спектакля Сергей Дрейден сыграл его 125 раз.
Также Сергей Симонович вместе с женой играют в парных спектаклях вдвоём. В спектакле по пьесе Аллы Соколовой «Люди, звери и бананы» и «Игра в джин» Кобурна.
Возвращение Дрейдена в кино состоялось в 1987 году, когда режиссёр Юрий Мамин приглашает его на главную роль своего фильма «Фонтан» по сценарию Владимира Вардунаса. Во всех своих частностях фильм достоверно воспроизводит быт и среду обитания россиян со всеми абсурдами и ужасами, преподанными в жанре сатирической комедии. Фильм вышел в 1988 году.
В 1990-м году выходят два фильма с участием Сергея Дрейдена. Это «Танк Клим Ворошилов-2» режиссёра Игоря Шешукова и «Луковое поле» Александра Шабатаева.
В первом фильме показаны первые недели Великой Отечественной войны, где Сергей Дрейден предстаёт в роли интеллигентного, тихого, слабого здоровьем учителя физики, который ценой жизни вместе с контуженым танкистом и двумя молодыми бойцами защищал городок от натиска гитлеровских войск в танке «КВ-2».
В 1992 году режиссёр Юрий Мамин приступил к съёмкам своего фильма «Окно в Париж» по сценарию Владимира Вардунаса и Аркадия Тигая. И пригласил на пробы Сергея Дрейдена.
Но на красивую роль в фильме Юрия Мамина «Окно в Париж» Дрейдена взяли не сразу. Французы, соавторы постановки, сказали: «Он же староват для картины! Поглянцеватее нужен». На что Мамин парировал: «Ничего, мы его… упакуем».
Фильм снимался весной-летом 1992 года. Съёмки проходили и в Санкт-Петербурге и в Париже. Главные роли исполнили те же самые актёры, которые снялись у Мамина в «Фонтане» 1988 года: Сергей Дрейден, Виктор Михайлов и Нина Усатова.
Ключевым моментом фильма стала фраза, сказанная героем Сергея Дрейдена, учителем музыки Чижовым, обращённая к своим ученикам, к детям, решившим остаться в Париже навсегда: «Вы родились в неудачное время, в несчастной, разорённой стране. Но это же ваша страна. Неужели вы не можете сделать её лучше? Ведь многое зависит от вас…»
В России фильм «Окно в Париж» вышел в прокат в октябре 1993 года. Во Франции же премьера состоялась на полгода позднее, в апреле 1994 года, и картина вышла под другим названием — «Русская солянка» и в сильно сокращённом варианте.
В 1993 году вышли и другие фильмы с участием Сергея Дрейдена: «Вива, Кастро» Бориса Фрумина, «Владимир Святой» Юрия Томошевского и короткометражка «Друг Войны», снятая Геннадием Новиковым по мотивам книги Альбера Камю «Письма к немецкому другу».
В следующие пять лет Дрейден снялся в таких картинах, как: «Юноша из морских глубин» (1994), «Цирк сгорел, и клоуны разбежались» Владимира Бортко (1997) и «Цветы календулы» режиссёра Сергея Снежкина (1998).
За роль в фильме «Цветы календулы» Сергей Дрейден получил приз за лучшую актёрскую работу на кинофестивале «Окно в Европу», в Выборге, в 1998 году.
Работы в кино Дрейден совмещает с работой в театре. В 1995 году его приглашают в Москву, в театральный центр имени Ермоловой, на роль Аргана в спектакле «Мнимый больной».
А через год, в 1996 году, в подвале галереи «Борей» состоялась премьера самого громкого спектакля десятилетия — «Мрамор», по пьесе Иосифа Бродского в постановке Григория Дитятковского, где Дрейден превосходно играл Туллия в паре с Николаем Лавровым.
С 1997 г. Сергей Симонович работает в АБДТ им. Г. А. Товстоногова. И в 1998 году играет там в спектакле «Отец», по пьесе Стриндберга, в постановке Григория Дитятковского.
28 апреля 2000 года в Театре на Литейном в постановке Григория Дитятковского состоялась премьера спектакля «Потерянные в звёздах», по одноимённой пьесе Ханоха Левина, где Дрейден играл Шмуэля Спрола. Спектакль шёл несколько сезонов подряд.
В начале 2000-х Дрейден много играет в кино. В 2001 году выходят такие картины с его участием, как: «Подари мне лунный свет», режиссёра Дмитрия Астрахана, короткометражка «Жихарь» свердловского режиссёра Андрея Анчугова, сказка-комедия «Сказ про Федота-Стрельца» Сергея Овчарова.
Но главным фильмом начала десятилетия следует считать «Русский ковчег» в постановке Александра Сокурова, где у Дрейдена главная роль маркиза де Кюстина, в фильме — путешественника по эпохам России, вне пространства и времени.
В 2003 году за роль в «Русском ковчеге» Сергей Дрейден получил приз за лучшую мужскую роль на Международном Кинофестивале фантастических фильмов.
В последующие годы выходят следующие картины с участием Сергея Дрейдена: «Не делайте бисквиты в плохом настроении» Григория Никулина, комедия «Челябумбия» Валерия Быченкова, драма «Срочный фрахт» Арменака Назикяна, снятая по одноимённому рассказу Бориса Лавренёва.
В 2003 году Владимир Машков приглашает Дрейдена на роль Мейера Вульфа в свой фильм «Папа», по мотивам пьесы Александра Галича «Матросская тишина».
Увидев Дрейдена в этом фильме, режиссёр Андрей Эшпай приглашает актёра в свою картину «Многоточие».
В 2007 году выходит фильм Григория Никулина «Антонина обернулась», в которой Дрейден снялся с Юрием Шевчуком и уже в пятой картине — вместе с Эрой Зиганшиной.
В 2008 году режиссёр Владимир Бортко приглашает Дрейдена на роль Янкеля в свой фильм «Тарас Бульба».
Отзывов: 0
Этот автор был добавлен в каталог 13.08.2021