Николай Сажин родился в 1948 году в городе Троицке Челябинской области. В возрасте 11 лет вместе с родителями переехал к родственникам в Выборг. Художник до сих пор считает, что именно впечатления детства, проведенного в далеком от суеты, провинциальном городке, способствовали развитию воображения. После окончания школы Сажин поступил в Таврическое художественное училище, где, по его словам, получил основы понимания творчества. Спустя год художественное образование прервала военная служба. Отслужив, Сажин вернулся в училище, но наибольшее влияние оказал на него именно год на отделении декоративной графики. Затем последовали шесть лет в петербургской Академии художеств. Учебу в Академии, Сажин сочетал с активной деятельностью в кругах неофициальных художников. В то время в мастерских Академии, помимо молодых выпускников Средней художественной школы, оттачивали мастерство зрелые, практически сформировавшиеся творцы. Проведя практически 11 лет в стенах образовательных учреждений, Сажин замечает, что любого творческого человека в большей степени формирует окружение, а не школа. Благодаря независимому взгляду на условности академической системы, ему удалось сохранить свежее восприятие мира, самостоятельность в выборе ориентиров, отыскать свой собственный язык и узнаваемый стиль. В выборе дипломной темы проявилось пристрастие Сажина к гротескному и фантастическому. Изначально, выпускник графического факультета планировал проиллюстрировать произведения Э.Т.А. Гофмана. Но затем обратился к не менее колоритному, а ко всему и близкому с детства миру уральских сказок П. Бажова, в которых народный сюжет обогащается романтическим осмыслением творчества, а женские образы волнующи и таинственны. В творческой биографии художника можно выделить целый период увлечения фольклором: стихийностью народных праздников и фантастическими образами, сочетающими звериное и человеческое.
Сегодня Николай Сажин и сам занимается педагогической деятельностью. И формально и по внутреннему убеждению он является не педагогом-мастером, а приглашенным преподавателем – человеком со стороны, призванным заразить учеников свободой творческого импульса. Сажин, как и многие, убежден, что истинный художник проходит внутренний путь, процесс личного становления, связанного с отторжением каких-либо влияний. Стремление к творческой свободе сформировало художественный язык Сажина – графика и живописца. На любой групповой выставке Сажин узнаваем своим чернильным колоритом и причудливым симбиозом растительных и физиологических форм.
Сажин признается, что темы его творчества неизменны – всегда это темы любви и смерти, Эроса и Танатоса в их взаимопроникновении и трансформации. Николай Сажин убедительно говорит о значении инстинктивного в человеке и его деятельности. Смерть и страсть интересуют художника как пограничные, экзистенциальные ситуации, раскрывающие животную природу и пробуждающие дремлющие инстинкты. Само творчество не лишено инстинктивных импульсов. Эстетические воззрения Сажина довольно традиционны: в искусстве существуют вечные темы, о которых веками говорят художники, пребывающие в постоянном поиске новых выразительных средств: нового стиля, нового языка. Обладая мастерством выпускника академии, Николай Сажин не побоялся инстинктивного поиска и смелого эксперимента. Из природной стихии, из плоти и сухожилий, художник высвободил универсальную форму, обращаясь к которой он вновь и вновь заставляет задуматься о связи жизни со смертью.
Выставки:
2004 Галерея «Гранд-Арт», Санкт-Петербург, Россия
2003 Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
2000 Галерея современного искусства «Аврора», Тверь, Россия
1999 Музей нонконформистского искусства, Санкт-Петербург, Россия
1997 Галерея «Палитра», Санкт-Петербург, Россия
1995 Городская картинная галерея, Новосибирск, Россия
1994 Выставочный зал «Федор», Сестрорецк, Россия
1994 Галерея «Палитра», Санкт-Петербург, Россия
1993 Галерея С. Дэвидсона, Сиэтл, США
1993 Галерея «Марс», Москва, Россия
1991 Центр искусств им С. Дягилева, Санкт-Петербург, Россия
1991 Выставочный зал «Федор», Сестрорецк, Россия
1991 Галерея С. Дэвидсона, Сиэтл, США
1988 Галерея К. Стейли, Портленд, США
1988 Киностудия «Ленфильм», Ленинград
1988 Художественно-исторический музей, Выборг
1985 ДК ЛСПО им. Я.М. Свердлова, Ленинград
Работы находятся в собраниях:
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Центральный выставочный зал «Манеж», Санкт-Петербург
Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург
Музей нонконформистского искусства, Санкт-Петербург
Музей современного искусства Эрарта , Санкт-Петербург, Россия
Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Москва
Государственный художественный музей, Таллинн, Эстония
Городская картинная галерея, Новосибирск
Историко-архитектурный музей-заповедник, областной художественный музей, Рязань
Музей современного искусства (Zimmerli Art Museum), Нью-Джерси, США
Музей эротического искусства, Гамбург, Германия
Пекинский государственный музей интернационального искусства, Пекин, Китай
Версальский университет, Версаль, Франция
Республиканский художественный музей Карелии, Петрозаводск
Центр искусств им. С. Дягилева, Санкт-Петербург
Музей современного искусства, Сосновый Бор
в частных собраниях России, Франции, Германии, США, Италии, Норвегии, Швейцарии, Дании, Израиля. Японии, Финляндии
Отзывов: 0
Этот автор был добавлен в каталог 13.08.2021