С 1955 году Михаил Никонов начал выставляться, а в год седьмого Всемирного фестиваля молодёжи и студентов, впервые проходившего в Москве (1957 г.), вступил в Союз художников. В этот период времени художник решил отойти от академической школы, начинал искать свой путь в искусстве. Понимая, что академическое искусство — пережиток прошлого, он вместе с группой молодых художников, своих ровесников, образовал «группу девяти», которая, опираясь на традиции «Бубнового валета», искала новые выразительные средства и символику.
После двух групповых выставок «девятки», обративших на себя внимание художественной общественности Москвы (1960 г.) и Ленинграда (1961 г.), молодой художник одним из первых принял решение выйти из состава группы, мотивируя своё решение расхождением во взглядах с некоторыми из участников этих бурных выставок.
Но резонанс от выступлений «девятки» был большим. И не только в нашей стране. Это был первый сильный и ощутимый удар по застывшей догматической системе соцреализма.
После приобретения полной творческой самостоятельности, Михаил начал истово работать, искать свой, абсолютно неповторимый стиль, новые краски и образы.
В 60-е годы содержательное и формальное единство его произведений стало органичным и убедительным. Он начал работать в экспрессивной, жёсткой манере, следуя своему аскетичному продуманному методу. Особенности творческого почерка Михаила Никонова, спустя годы, верно определил критик Александр Каменский, который назвал художника «яростным негативистом».
Сюжетно-тематические картины занимают особое место в творчестве художника. В них находит выражение его гражданская позиция, в картинах звучат социальные мотивы. И в 70-е, и в 80-е, и в последующие годы М. Никонов всегда оставался стойким «шестидесятником», склонным к открытой полемической декларативности.
После 1992 года, когда СССР распался, Михаил не смог пройти мимо острых, жёстких социальных проблем, которые буквально захлестнули страну. На его полотнах появились образы обездоленных людей, нищих странников. На многих картинах можно увидеть притоны, где играют в карты, пьют и веселятся «нувориши», всё продаётся и покупается. Вместе с тем, у художника часто встречаются изображения соборов, крестов, свечей. Несмотря на то, что Михаил был не слишком религиозным человеком, он интуитивно обращался в своих картинах к богу.
Художник подчёркнуто социален даже в натюрмортах и многопредметных композициях. Как правило, это всё экспрессивно и жёстко написанные работы, в которых «суровость» проявляется не только в выборе персонажей, но и в самых тёмных глухих красках и резкости их нанесения на холст.
Отзывов: 0
Этот автор был добавлен в каталог 13.08.2021