Янсон-Манизер Елена Александровна

Янсон-Манизер Елена Александровна

Об Авторе

Подробная информация:

​Биография

Е. А. Янсон-Манизер родилась 17 января 1890 года в Петергофе.

В 1911 году, окончив гимназию, поступила на частные архитектурные курсы Е. Ф. Багаевой в Санкт-Петербурге.

В 1914-ом поступает на архитектурный факультет Политехнического института Санкт-Петербурга, но не оканчивает его.

В 1917—1921 годах учится на архитектурном факультете Петроградских государственных свободных художественно-учебных мастерских(ПГСХУМ).

В 1921—1922 — там же, но под вывеской Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС).

В 1922—1925 — там же, но под вывеской Высший художественно-технический институт (ВХУТЕИН), скульптурный факультет, у М. Г. Манизера. Стала его женой в 1926 году.

Участвовала в конкурсе проектов памятника В. И. Ленину у Финляндского вокзала (1924), получила пятую премию.

Окончила Высший художественно-технический институт (ВХУТЕИН) (1925), представив на защите дипломной работы четыре скульптурных произведения.

Член Ассоциация художников революционной России (АХРР) (с 1925 г.).

Участвовала в выставках с 1926 г.

Умерла 21 сентября 1971 года. Похоронена на Новодевичьем кладбище, рядом с мужем.

Семья:

Супруг — Матвей Генрихович Манизер — архитектор.

Сын — Гуго — советский и российский художник.

Творчество

Работала в стилях: миниатюрная скульптура, портреты, монументально-декоративные рельефы, медали, станковые композиции.

Автор статуэток «Старт в воду», «Баскетболистка», «Ядротолкатель» (1926), которые в 1930-х гг. были увеличены, отлиты в бронзе и установлены в парках культуры и отдыха Москвы и Ленинграда. Автор скульптурной группы «Две физкультурницы» (1937).

Участвовала в оформлении станции метро «Динамо», создала 24 сюжета круглых фарфоровых рельефов, посвященных разным видам физкультуры и спорта.

Исполнила статуи и скульптурные портреты трехкратной чемпионки мира по конькобежному спорту М. Г. Исаковой и легкоатлетки А. В. Чудиной.

Создала 16 барельефов на тему многонационального СССР и рельефный портрет И. В. Сталина в окружении знамен на станцию метро «Добрынинская» (1949).


Любимая тема — изображение танца. Создала серию (1934—1937) из семи скульптур на тему балетов «Лебединое озеро», «Бахчисарайский фонтан», «Ромео и Джульетта», «Египетские ночи» и др.

Неоднократно для неё позировала народная артистка СССР Светлана Адырхаева.

Исполнила для ЛФЗ (1950-е) серию статуэток «Гирей сидящий», «Гирей с плащом», «Зарема с зеркалом», «Зарема с кинжалом», «Мария с шарфом», «Мария сидящая». Часть выполненных в фарфоре статуэток позднее была повторена в чугуне. Скульптуры «Зарема — балерина Каминская», «Майя Плисецкая в танцах персидок», «Испанка с веером» с большим успехом тиражировались (кон. 1950-х-1980-е) в Каслях и Кусе.

В 1950-60-е гг. выполнила надгробия артистов балета В. Д. Тихомирова и Л. М. Лавровского, актера И. Н. Берсенева.

Награды и премии:

Пятая премия в конкурсе проектов памятника В. И. Ленину у Финляндского вокзала (1924).

Присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР (1968).​


Рейтинги
Общее впечатление:
Идея, мысль, посыл:
Мастерство исполнения:

Работы Автора





Этот автор был добавлен в каталог 13.08.2021