Биография. В 1800 году поступил в Императорскую Академию художеств, где и обучался живописи под ближайшим руководством профессора B. К. Шебуева. В бытность свою в Академии, Соколов в 1807 и 1808 годах получил малую и большую серебряные медали за рисунки с натуры; в 1809 году он был награждён малою золотою медалью за картину по программе: «изобразить Андромаху, оплакивающую Гектора». В этом же году Соколов окончил курс Академии с званием художника 14-го класса и был оставлен при Академии в качестве пенсионера для дальнейшего усовершенствования в живописи.
Ему была задана программа на большую золотую медаль: «представить отъезд Великого Князя Дмитрия Донского на сражение с приближавшимся к Москве Мамаем, приемлющего благословение на сие решительное дело спасения России от святого Сергия Радонежского чудотворца и прощающегося с своею супругою». За написанную по этой программе картину Соколов, однако, не получил большой золотой медали, дававшей ему право на поездку на казенный счет за границу, и в 1810 году оставил Академию.
Вслед за этим он поступил в качестве учителя в одно семейство, через посредство которого имел возможность получать заказы, служившие ему некоторой материальной поддержкой. Историческая живопись не была истинным призванием Соколова. После первых удачных опытов в акварели, он посвятил себя всецело акварельной портретной живописи, и скоро приобрел на этом поприще широкую и прочную известность.
Соколов был первым по времени русским акварелистом, впервые показавшим, между прочим, различие между акварельной и миниатюрной живописью. Портреты Соколова, при замечательном сходстве, отличались прекрасным рисунком и приятностью красок. Заказы на портреты с течением времени поступали к Соколову все в большем и большем числе. Через посредство графа Апраксина он был приглашен в Аничков дворец написать портрет великого князя — впоследствии императора — Александра Николаевича (тогда ещё трехлетнего ребёнка). Этот портрет очень удался Соколову и доставил ему целый ряд новых заказов от двора. Он написал для него значительное число портретов, среди них — портрет Императрицы Елизаветы Алексеевны, великих княжон Марии Николаевны и Ольги Николаевны и многих иностранных принцев, приезжавших к русскому двору.
С самого окончания курса в Академии Соколов жил в Петербурге, хотя предпочитал ему Москву, куда часто ездил, особенно в 1830-х годах, для изучения памятников древности; в Москве он останавливался обыкновенно у Е. И. Маковского, с которым находился в дружеских отношениях.
В 1842 году, вследствие расстройства здоровья, Соколов должен был отправиться для лечения за границу. Находясь в Париже, он написал портреты многих лиц парижской русской колоний. В 1843 году Соколов снова возвратился в Россию и в первое время поселился опять в Петербурге, а в 1846 году переехал на постоянное жительство в Москву. В 1848 году Соколов жил в имении графини Орловой-Денисовой близ Харькова и здесь сделался жертвой свирепствовавшей в то время холеры. Как человек, Соколов отличался благородными качествами души, веселым и открытым характером, был интересным и остроумным собеседником.
В Императорской Академии художеств находится гипсовый слепок с бюста Соколова работы И. П. Витали. Из работ Соколова большою известностью пользуется «Портрет супруги барона Клодта». В музее Императора Александра III в Петербурге находится «Портрет княгини Черкасской» работы Соколова.
Отзывов: 0
Этот автор был добавлен в каталог 13.08.2021