Наиболее известен в настоящее время художник своими графическими листами на производственную тему 1920-х годов, картинами на спортивные сюжеты 1930-х годов, широкую известность получили графическая серия «Ленинград в блокаде» (1942) и поздние пейзажи (1940-е — 1950-е годы). Произведения художника в 20-е — 30-е годы широко экспонировались на престижных зарубежных выставках: в Нью-Йорке, Афинах, Лондоне. В настоящее время они находятся в крупнейших российских музея и частных собраниях.
Биография
Н. И. Дормидонтов родился 4 февраля 1898 года в Петербурге.
Художественное образование:
Художественное образование он начал в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, куда поступил в 1914 году. Среди его преподавателей были А. А. Рылов и И. Я. Билибин. Дормидонтов проучился в Школе четыре гола. В свободное время он делал зарисовки с гипсовых слепков античной скульптуры в музее Академии художеств. Один из его натюрмортов, созданных в это время, был приобретён для музея русского искусства при Рисовальной школе.
В 1918 г. Н. И. Дормидонтов поступил в Петроградские государственные свободные художественно-учебные мастерские (размещались в здании Академии художеств, в 1921 году они были реформированы в Высшие художественно-технические мастерские — ВХУТЕМАС), но вскоре оставил учёбу. В годы гражданской войны он был командирован Наркомпросом в Белоруссию в качестве члена коллегии ИЗО Наркомпроса Белоруссии. Там в во время войны с Польшей Дормидонтов добровольно вступил в ряды Красной Армии и был направлен в политический отдел штаба Западного фронта, где он работал над оформлением агитпоездов, агитпунктов, декорациями для театров и клубов Красной Армии. После окончания гражданской войны в 1920 году Н. И. Дормидонтов возвратился в ПГСХУМ. Здесь в начале 20-х годов существовало более 15 мастерских различных направлений. Утвержденной программы занятий не было. Каждый профессор преподавал по разработанной им самим системе.
Попав в Петроградские мастерские, Н. И. Дормидонтов растерялся, он занимался у представителей различных направлений: в мастерских Д. Н. Кардовского, Г. М. Бобровского, В. Е. Татлина, К. С. Петрова-Водкина. В 1922 году в Высших художественно-технических мастерских состоялся первый послереволюционный выпуск художников. Н. И. Дормидонтов окончил институт по мастерской К. Петрова-Водкина с присвоением звания художника живописи. Издательство «Прибой» заказало выпускникам написать портреты путиловских рабочих. «Посещение завода, — вспоминал Н. И. Дормидонтов, — явилось важнейшим, решающим событием в моей творческой жизни». Н. И. Дормидонтов был взволнован этой темой и разрабатывал её многие годы.
Николай Дормидонтов в поисках собственного стиля (20-е годы):
В 1922 году Дормидонтов вступил в ряды АХРР, он стал инициатором создания филиала АХРР в Ленинграде в конце 1923 — начале 1924. Дормидонтова избрали его председателем. Дормидонтов оказался в числе художников, которые первыми приступили к изображению производственной темы. Многие часы он проводил в цехах и шахтах, наблюдали за рабочими, беседуя с ними. Н. И. Дормидонтов создал в 20-х годах большое количество произведений, посвящённых Балтийскому судостроительному заводу, шахтам Урала, Донбасса, строительству Днепростроя, где побывал в творческих командировках (если большинство мастеров не придавали внимания тяжёлым условиям и работали с увлечением, то для Дормидонтова в 1925 году в Донбассе это стало тяжёлым испытанием — художник признаётся в письмах, что «работать нет никакого желания» и называет причину — стремление вернуться в Ленинград к своей невесте.
Также художник состоял в художественных объединениях «Община художников» (c 1921), «Шестнадцать» (1923—1928), «Цех художников» (1930—1932). В 1923—1929 преподавал в Ленинградском художественно-промышленном техникуме.
Николай Дормидонтов в 30-е годы:
Наиболее ярко раскрытой темой в творчестве художника в этот период стал спорт. Некоторые из его картин получают широкую известность. Самыми удачными полотнами этого периода искусствоведы считают монументальные «Спартакиада Балтфлота» (1933) и «Футбольный матч СССР — Турция» (1935). Картины близки по сюжету — в каждой изображён момент напряжённой борьбы за мяч у ворот. Такое полотно невозможно было писать непосредственно с натуры, так как положение тела игроков быстро меняются. При работе с натурщиком можно запечатлеть только отдельные детали и отдельные эпизоды. Сложнее передать изображение быстро движущихся фигур, цветовые и световые эффекты. Дормидонтову удалось показать напряжённость борьбы, волю к победе. Этого он добивается динамичной композицией и умелым воспроизведением необычайно сложных и причудливых движений игроков. Н. И. Дормидонтов тщательно прорисовывает мускулатуру физкультурников, что даёт ему возможность передать силу и напряжённость их тел. При этом, стремясь к максимальной выразительности в изображении борьбы, он придал позам и движениям футболистов избыточную экспрессию и динамику, из-за этого картины обрели элемент условности.
В картине «С. М. Киров на лыжной прогулке» (1936) художник создал убедительные образы советских людей. С. М. Киров в окружении молодёжи изображён в момент отдыха на лыжной прогулке. Лица лыжников задорны, естественны, непринуждённы их позы. В первый раз Дормидонтов передаёт портретные черты изображённых. Картина благодаря этому приобрела конкретность и стала реалистичной.
Дормидонтов в годы Отечественной войны. Серия «Ленинград в блокаде»:
Отзывов: 0
Этот автор был добавлен в каталог 13.08.2021