Отдельнов Павел Александрович

Отдельнов Павел Александрович

Об Авторе

Подробная информация:

​Биография:

Ранние годы, Нижегородское художественное училище:

Отдельнов родился в городе Дзержинск Нижегородской области 19 июня 1979 года. В интервью «Диалогу искусств» Московского музея современного искусства он рассказывал, что выбрал профессию художника ещё в раннем детстве. После студии изобразительных искусств Отдельнов поступил в художественную школу, где увлёкся творчеством Николая Рериха, после неё — в 1994 году, в Нижегородское художественное училище на специальность «педагог-живописец».

В посвящённой художественному образованию авторской колонке для интернет-издания о современном искусстве AroundArt Отдельнов характеризовал училище как консервативное учебное заведение, сохранившее традиции социалистического реализма и уделявшее большое внимание работе с натуры. Отдельнов ездил на учёбу из Дзержинска, заполняя время в электричке подготовкой эскизов. К этому периоду относятся его первые выставки: сперва коллективная на Miezdunarodny Plener Malarski в польском Славкуве в 1997 году, затем персональная в нижегородском Домике Петра I в 1999 году.

Дипломная работа Отдельнова «Груз 200» была вдохновлена встречей с ветераном Афганской войны, расскзавшим молодому художнику о трудностях возвращения к мирной жизни, и посвящена солдатам, погибшим в Первой чеченской войне. На защите присутствовали преподаватели Московского государственного академического художественного института имени Сурикова, которые посоветовали Отдельнову обучаться живописи в МГАХИ, и после получения диплома художник отправился в Москву.

Суриковский институт, Институт проблем современного искусства:

Поступив на факультет живописи в 1999 году, Отдельнов оказался в мастерской Павла Никонова, вторым преподавателем которой был Юрий Шишков, близкий друг и ученик Николая Андронова. Под руководством мастеров «сурового стиля» студенты изучали композицию и организацию картинной плоскости, постановки для рисунка и живописи рассматривались, скорее, как второстепенные дисциплины.

В институтские годы Отдельнов много путешествовал, участвовал в заграничных выставках. В 2001 году он представил работы на ярмарке Arte Padova в итальянском городе Падуя, а затем посетил с персональной выставкой остров Альбарелла (итал.)русск. в области Венето и побывал на 49-ой Венецианской биеннале, где познакомился с искусством новых медиа. Его институтская дипломная работа — серия «Евангельский цикл» — стала итогом творческих путешествий на Русский Север и в Среднюю Азию и изучения руской живописи 20-х и 30-х годов XX века.

Получив диплом в 2005 году, Отдельнов поступил в магистратуру МГАХИ по творчески-исполнительской специальности, попутно став стипендиантом Министерства культуры Российской Федерации. После вступления в секцию живописи Московского союза художников в 2006 году началось его сотрудничество с галереями. По признанию Отдельнова, главным средством самообразования после окончания аспирантуры для него стал зарегестрированный в 2007 году блог в Живом журнале, где художник публиковал заметки об искусстве и фотографии с посещённых выставок. В 2013 году Отдельнов столкнулся с необоходимостью систематизировать знания и поступил в Институт проблем современного искусства, который окончил в 2015 году.

Творчество:

Комбинат. Ретроспектива, 2007—2008

В 2007 году по инициативе куратора Фёдора Никонова два выпускника МГАХИ — Отдельнов и Егор Плотников — отправились в творческое путешествие в Западную Сибирь и на протяжении двух недель изучали возведённые во 2—3 четверти XX века корпуса Новокузнецкого (бывшего Кузнецкого) и Западно-Сибирского металлургических комбинатов. Целью поездки стало переосмысление опыта Александра Древина, Александра Лабаса, Александра Тышлера, Надежды Удальцовой и Александра Шевченко и других художников, в 20-е — 30-е годы участвовавших в экспедициях на главные стройки страны.

Серии, написанные Отдельновым и Плотниковым на основе сделанных в поездке фотографий и эксизов, были представлены в художественной галерее «Эритаж» в мае 2012 года. Особенность интерпретации молодыми художниками индустриального жанра — отсутствие на картинах человека, главного героя строительства и производства — кураторы выставки подчеркнули, поместив серии в единое пространство с воспевающей «героику трудовых будней» живописью 30-х — 60-х годов.

Внутреннее Дегунино, 2014:

В 2013 году Отдельнов начал работу над серией, вдохновлённой творческим исследованием Западное Дегунино — расположенного возла МКАДа района Москвы, преимущественно состоящего из промышленных зон и панельных домов серии П-44. Его авторская интерпретация архитектуры спальных районов с единичными индустриальными объектами в бесконечном заснеженном пространстве вызвала интерес куратора IV Московской биеннале молодого искусства «Время мечтать» Дэвида Элиотта (англ.)русск., который представил картины из неоконченной серии в основной программе выставки в июне 2014 года, где те были высоко оценены художественныии критиками и культурными обозревателями.

В октябре Отдельнов представил законченную серию на персональной выставке «Внутреннее Дегунино» в Московском музее современного искусства. «Дегунино» вошло в список 50 главных арт-проектов 2014 года, составленный редакцией AroundArt, заняло 3-е место в читательском голосовании за лучшую выставку, а в 2015 году было номинировано на Премию Кандинского в категории «Проект года».

Репродукция картины «Ковчег» из проекта «Внутреннее Дегуино» в 2014 году была использована в оформлении обложки одноимённого альбома нижегородской музыкальной группы KernHerbst, в которой играет брат художника — Леонид Отдельнов.

ТЦ, 2015:

В 2015 году Отдельнов прелдставил проект «ТЦ» (сокр. от «торговый центр»), посвящённый торговым центрам, выросшим в спальных районах города в благополучные «нулевые годы». Художник изобразил яркие коробки торговых центров, окружённые ветхими панельными домами, в виде «глитчей» (англ.)русск. — графических ошибок, вызванных программным сбоем. Для выставки «Блок пространства отдан разуму» в новом крыле Дома Гоголя на Никитском бульваре Отдельнов расширил проект тотальной инсталляцией, в которой «глитч» был материализован при помощи блоков LEGO.

Кроме того, в рамках программы «Расширение пространства. Художественные практики в городской среде», организованной фондом V-A-C в поддержку творческого изучения характерных для современной Москвы явлений и феноменов, была представлена трёхмерная визуализация «глитча» как возможного объекта паблик-арта: расположенной вблизи автомобильной дороги конструкции из ярких композитных блоков, за счёт эффекта параллакса выглядящая монолитной с одного ракурса и распадающаяся на составные части при смене точки обзора.

Белое море. Чёрная дыра, 2016:

В июле 2016 года Отдельнов представил на персональной выставке в нижегородском выставочном центре «Арсенал», входящем в волго-вятский филиал Государственный центр современного искусства, творческий проект «Белое море. Чёрная дыра» — результат историко-художественного исследования истории Дзержинска средствами живописи, документального кино и других меда. Имя проекта — производное от названий двух объектов накопленного экологического ущерба, оставленных советскими предприятиями химической промышленности, расположенными вблизи города — шламонакопителей «Белое море» и «Чёрная дыра».

В проект вошли картины, изображающие руины заводов Восточной промзоны города Дзержинска и изображения объектов накопленного экологического ущерба, написанные по спутниковым снимкам спутниковым снимкам, серия «Доска почёта» — творческое освоение фотохроники советского времени, взятой из подшивки газет «Дзержинец», «Голос рабочего» и «За доблестный труд», фотографии, документальный фильм об окрестостях Дзержинска и три объекта — фрагмент шлама из шламоотстойника и использованные в химическом производстве графитовые стержни, который местные жители, несмотя на токсичность, применяли для отопления домов до конца 90-х годов, и кирпичи Ворошиловского ДК, которые под воздействием ветра и агрессивной окружающей среды приобрели округлую форму.

Отделные работы, выполненные Отдельновым в рамках проекта, были представлены и ранее — например, «Доска почёта» выставлялась в Ставропольском краевом музее современного искусства в декабре 2015 года, а картина «56.2354828/43.5809789», название которой отсылает к координатам «Белого моря» выставлялась в «Передвижном музее одной картины» московской галереи «Беляево» и на выставке «Новая оптика старого мира» нижегородской галереи «Футуро».

Другие проекты:

В 2009 году галерея российского искусства XX века «Ковчег» представила работы Отдельнова на выставке в рамках Параллельной программы 3-й Московской биеннале современного искусства. В 2010 и 2011 годах Отдельнов участвовал в ярмарке современного искусства Art.Fair в Кёльне.

Кроме того, в 2011 году в рамках перекрёстного года России и Испании Отдельнов при поддержке Россотрудничества посетил с выставкам несколько испанских городов. Работы художника были представлены в доме-музее Мигеля де Сервантеса в Эскивиасе, доме-музее Мигеля де Сервантеса (исп.)русск. в Алькала-де-Энарес, культурном центре «Николас Сальмерон» и выставочном зале имени Хуаны Франсэ (исп.)русск. в Мадриде и пространстве школы прикладных искусств в особняке Каса-де-лос-Пикос (исп.)русск. в Сеговии.

Осенью 2012 году состоялась первая персональная выставка Отдельнова в Москве: художник представил посвящённую природе света серию картин «Неоновый пейзаж» в стоиличной галерее «Агентства ArtRu». В 2012 и 2013 годах Отдельнов принимал участие в Московских международных салонах в Центральном доме художника, также в 2013 он вышел в финал премии Strabag Artaward International, учреждённой австрийской строительной компанией Strabag.

Во время обучения в Институте проблем современного искусства Отдельнов принял участие в нескольких коллективных выставках студентов. Весной 2014 года в проекте ИПСИ и куратора Роланда Шони (нем. Roland Schöny) «Трансформация восприятия», посвящённом переходу от аналогового искусства к цифровому, художник представил инсталляцию «Хайвэй» — созданную на основе изображения из Google Street View картину, на перед которой на раскрытом этюднике лежат кисти, краски и раскрытый ноутбук. Летом и осенью его работы были размещены на совместных выставках ИПСИ и Голдсмитского колледжа «Полевые работы на ниве искусства» и «Пространство без исключений».

В 2014 работы художника участвовали в благотворительных торгах, организованных аукционным домом «Кристис» и некоммерческой организацией Smile Foundation (англ.)русск.. Когда в 2015 году Скандинавский конкурс портретов Portrait Now! открыл возможность участия художникам стран Восточной Европы, Отдельнов прошёл отборочный этап и претендовал на премию имени пивовара Якоба Кристиана Якобсена (англ.)русск..

Осенью 2015 года работы Отдельнова были представлены в пространстве сразу двух традиционных музеев: в Третьяковской галерее на выставке «Метагеография. Пространство — образ — действие» в спецпроекте 6-й Московской биеннале современного искусства, в ноябре — в проекте Государственного Русского музея «Россия. Реализм. XXI век». В ноябрьской экспозиции присутствовала новая работа художника «Сегодня рейсов нет», воспроизводящая руины международного аэропорта «Донецк» имени Сергея Прокофьева, оказавшегося в эпицентре вооружённого конфликта на востоке Украины.

Избранные выставки и собрания

Персональные выставки:

1997 — Домик Петра I, Нижний Новгород

2001 — Альбарелла, Венето, Италия

2005 — «Холст. Время. Пространство», Торгово-промышленная палата, Дзержинск

2006 — «Дорога домой», Центральный выставочный зал Нижегородского государственного выставочного комплекса, Нижний Новгород

2010 — Культурный центр Quinta del Berro, Мадрид

2011 — выставки в рамках перекрёстного года России и Испании (дом-музей Мигеля де Сервантеса, Эскивиас; дом-музей Мигеля де Сервантеса, Алькала-де-Энарес; культурный центр «Николас Сальмерон», Мадрид; выставочный зал имени Хуаны Франсэ, Мадрид; Каса-де-лос-Пикос, Сеговия)

2012 — «Неоновый пейзаж», галерея «Агентство ArtRu», Москва

2012 — Otra Cotidianidad, Centro Ruso de Ciencia y Cultura, Мадрид

2014 — «Внутреннее Дегунино», Московский музей современного искусства, Москва

2014 — «Первый принцип диалектики», совместная выставка с Егором Плотниковым, галерея «Открытый клуб», Москва

2014 — No man’s land, совместная выставка с Юлией Малининой в рамках 4-й Московской международной биеннале молодого искусства, галерея «Гринберг», Москва

2015 — «Доска почёта», Ставопольский музей изобразительных искусств, Ставрополь

2015 — «ТЦ», галерея «Триумф», Москва

2016 — «Территория накопленного ущерба» в Передвижном музее одной картины, галерея «Беляево», Москва

2016 — «Белое море. Чёрная дыра», Государственный центр современного искусства «Арсенал», Нижний Новгород

Групповые выставки:

2006 — «Настоящее время», галерея «Ковчег», Москва

2009 — «Личное знакомство» (в рамках параллельной программы 3-й Московской биеннале современного искусства), галерея «Ковчег», Москва

2010 — «Диалог. Павел Никонов и молодые художники», Российская академия художеств, Москва; Международная арт-ярмарка Art.Fair (стенд галереи «Ковчег»), Кёльн; «От противного», центр соврменного искусства «Винзавод», Москва; «Санаторий искусств», Третьяковская галерея, Москва

2011 — Международная арт-ярмарка Art.Fair (стенд галереи «Ковчег»), Кёльн; «Русская метафизика. Итальянская предметность. Начало нового века», Российская академия художеств, Москва; «Формы жизни. Возвращение к реальности», Третьяковская галерея, Москва

2012 — «Комбинат. Ретроспектива», галерея «Эритаж», Москва

2013 — Stanzas, «Эрарта», Санкт-Петербург; Strabag Art Award, Вена

2014 — «Опустошение пейзажа», проект журнала «Диалог Искусств» (галерея «Агентство ArtRu», Москва; галерея «Art re.FLEX», Санкт-Петербург; Усольский историко-архитектурный музей «Палаты Строгановых», Усолье); «Архитектоника», Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А. В. Щусева, Москва; «Время мечтать», основной проект 4-й Московской биеннале молодого искусства, Музей Москвы; «Трансформация восприятия. От аналога к цифре», центр современного искусства "Сокол, Москва; Russian Roulette, галерея «Эрарта», Нью-Йорк, «Пейзаж с исчезновением», Воронежский центр современного искусства, Воронеж, «Музей с предсказаниями», Московский музей современного искусства, Москва

2015 — «Метагеография. Пространство — образ — действие», Третьяковская галерея; «Нет времени», центр современного искусства «Винзавод» (спецпроекты 6-й Московской биеннале современного искусства); «Россия. Реализм. XXI век», Государственный Русский музей, Санкт-Петербург; «Расширение пространства», ГЭС-2, Москва; Sub observationem, Московский музей современного искусства; «Блок пространства отдан разуму», Дом Гоголя, Москва; «Праздник», Красноярский музейный центр; выставки работ участников конкурса Portrait Now («Эрарта», Санкт-Петербург; замок Фредериксборг, Копенгаген; музей искусств Ljungberg, Швеция)

2016 — «Всегда новое. Всегда современное. Искусство XX—XXI вв.», РОСИЗО, ВДНХ, Москва; «Где рай земной», «Эрарта», Санкт-Петербург; «Уплотнение», галерея «Ковчег», Москва; «Ошибки пространства», галерея «ГРАУНД Песчаная», Москва

Работы в собраниях:

Работы Отдельнова представлены в собраниях Государственного Русского музея, Третьяковской галереи, Московского музея современного искусства, музея современного искусства «Эрарта» и ряда региональных музеев; в коллекциях Российской академии художеств, Московского союза художников, галереи «Ковчег», Горбачёв-Фонда, корпоративных коллекциях компаний RDI Group и IQ Capital. Работы художника приоборетали частные коллекционеры из России, Соединённых Штатов, Германии, Италии, Испании, Польши и других стран.

Награды и премии:

Премия Московского союза художников 27-й выставки молодых художников Москвы «Наследники великого искусства», 2005

Медаль Московского союза художников I степени «За произведения высокого художественного уровня и за творческий вклад в развитие изобразительного искусства»

Медаль «За вклад в развитие изобразительного искусства», 2008

Медаль «250 лет Российской академии художеств»

Премия за интеллектуальные достижения в современном искусстве «ЛомоносовАрт — 2013»​


Рейтинги
Общее впечатление:
Идея, мысль, посыл:
Мастерство исполнения:

Работы Автора





Этот автор был добавлен в каталог 13.08.2021