Биография
Родился и вырос в семье, где очень любили театр, музыку, литературу. С детства обнаружил абсолютный музыкальный слух, серьёзно занимался игрой на рояле и пением. Увлечение изобразительным искусством проявилось позже, лишь в старших классах гимназии. В дальнейшем музыкальность, музыкальная образованность самым серьёзным образом скажутся в художественных работах Головина, живописные работы которого современники выразительно охарактеризовали как «музыку для глаз».
Среднее образование получал в Поливановской гимназии. В 1882—1889 годах обучался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, сначала на архитектурном отделении (3 года), потом на живописном, в классах И. М. Прянишникова, В. Е. Маковского и В. Д. Поленова.
1889 год — посещал Академию Коларосси и школу-студию Витти (1897) в Париже.
В 1890-е годы участвовал в деятельности абрамцевского кружка, где работал с майоликой и деревом.
До 1901 года жил в Москве, затем в Петербурге и Царском (Детском) Селе. По приглашению Управляющего Московской конторой Императорских театров Теляковского В.А. c 1900 года стал писать декорации к спектаклям Императорских театров, сначала в Москве, затем в Петербурге.
Активный член объединения «Мир искусства», дизайнер интерьеров, мебели, совместно с К. А. Коровиным (они были дружны), принимал участие в оформлении российского павильона на Всемирной выставке в Париже 1900 года и гостиницы «Метрополь» в Москве (майоликовый фриз) в 1900-03 годах.
С 1912 года — действительный член Академии художеств.
С 1928 года — народный артист Республики.
Похоронен на Новодевичьем кладбище (Санкт-Петербург).
Театральные работы
Как и большинство известных декораторов-модернистов, много работал в театральной сфере.
1900 — первый успех в Большом театре
Ледяной дом (опера) А. Н. Корещенко
Псковитянка (опера) Н. А. Римского-Корсакова, 1901.
В 1902 году был приглашён в Петербург на должность главного художника императорских театров, где создаёт свои наиболее красочные сценические образы.
Кармен (Ж.Бизе, Мариинский театр, 1908)
У врат царства (К.Гамсун, Александринский театр, 1908)
Орфей и Эвридика (К. В. Глюк, Мариинский театр, 1911)
Гроза (А. Н. Островский, Александринский театр, 1916)
Маскарад (М. Ю. Лермонтов, Александринский театр, премьера состоялась 25 февраля 1917).
Каменный гость (А. С. Даргомыжский, Мариинский театр, 1917)
Работал также и для «Русских сезонов» С. П. Дягилева в Париже (опера «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, 1908, балет «Жар-птица», И. Ф. Стравинского, 1910). После Октябрьской революции «блеснул стариной» в «Женитьбе Фигаро» (П.Бомарше, МХАТ, 1927), а «Отелло» В.Шекспира во МХАТЕ вышел в 1930 уже после смерти художника.
Некоторые работы Головина ныне хранятся в театральном музее им А. А. Бахрушина.
Живопись:
Работал обычно темперой и пастелью; создавал колоритные пейзажи и натюрморты, а также портреты, часть из которых можно назвать художественными документами, в других присутствует и модерн, и начало импрессионизма.
В Третьяковской галерее хранится автопортрет (1912), согласно почтовой открытке издательства Аврора.
Иллюстрации и графика:
В этот период он создал лучший свой книжно-иллюстративный цикл (к «Двойнику» Э. Т. А. Гофмана, 1922) и по-прежнему активно занимался станковой живописью и графикой.
Галерея:
Павловск (1910, Третьяковская галерея (ГТГ))
Фарфор и цветы, (1915, ГТГ)
Ф. И. Шаляпин в ролях:
Мефистофеля (1905, Музей-квартира И. И. Бродского, Петербург),
Олоферна (1908, ГТГ)
Бориса Годунова (1912, Русский музей).
В. Э. Мейерхольд (темпера, пастель, 1910-е гг., Ленинградский театральный музей)
Отзывов: 0
Этот автор был добавлен в каталог 13.08.2021