Биография
Родился в Москве в семье Ивана Яковлевича и Александры Ивановны (урожд. Куприяновой) Шухаевых. Крещен в московской церкви Василия Кесарийского в Тверской-Ямской слободе.
Отец, бывший крестьянин деревни Мишуковой Короваевской волости Дмитровского уезда Московской губернии, обосновался в Москве, работал закройщиком в сапожной мастерской своего отца, деда художника. Родители умерли, когда В.И. Шухаев был ребенком.
1897 — 1905 — Учеба в Императорском Строгановском центральном художественно-промышленном училище, Москва.
1906 — 1912 — Учеба на живописно—скульптурном отделении Высшего художественного училища при Императорской Академии художеств, Петербург.
1908 — Принят в учебную мастерскую живописи профессора Д.Н. Кардовского. Начало дружбы с Александром Евгеньевичем Яковлевым (1887—1938).
Конец 1910 — начало 1912 — Сотрудничество с режиссёром В.Э. Мейерхольдом. Участие вместе с А.Е. Яковлевым в качестве актеров в пантомимах «Шарф Коломбины» (Дом интермедий), «Влюбленные» (дом адвоката Н.П. Кабричевского) и «Арлекин — ходатай свадеб» (Дворянское собрание), поставленных Мейерхольдом под псевдонимом Доктор Дапертутто.
1912, ноябрь — Конкурсная картина «Вакханалия». Статья А.Н. Бенуа «Экзамен Академии» с положительным отзывом о ней. Награда в виде пенсионерской поездки в Италию от Кружка поощрения молодых художников в Риме (русского общества в Риме).
Конец 1912 — ноябрь 1914 — Пребывание в Италии. Работа над картинами «Карусель», «Сусанна и старцы», «Поклонение волхвов» (не осуществлена).
1914, лето — Вместе с А.Е. Яковлевым путешествуют по Италии, посещают Капри, где работают над двойным автопортретом «Арлекин и Пьеро» (завершен В.И. Шухаевым в начале 1960—х годов).
1914, ноябрь — Досрочное возвращение в Петроград в связи с начавшейся Первой мировой войной.
1915, октябрь — Рижский фронт. Создание 35 графических портретов офицеров и солдат лейб—гвардии Уланского полка. До революции 1917 года хранились в Музее полка в Петергофе, ныне местонахождение неизвестно.
1916, январь — В качестве вольноопределяющегося вновь отправляется на Рижский фронт. С февраля по май создает свыше 50 портретов офицеров 4—го гусарского Мариупольского Елисаветы Петровны полка — подготовительные рисунки к картине «Полк на позициях».
1916, июнь — Получает отпускной билет из полка для работы в Петрограде над картиной «Полк на позициях» (1917, не завершена)
1916, июль—август — Вместе с А.Е. Яковлевым копирует фрески Дионисия в Ферапонтовом монастыре. По предложению архитектора А.В. Щусева оба начинают работу над эскизом росписи одного из залов Казанского вокзала в Москве (не осуществлено).
1916, 10 октября — Выдан диплом об окончании Академии Художеств и присвоении звания художника.
1916, ноябрь — Вместе с А.Е. Яковлевым по приглашению архитектора А.И. Таманова расписывает плафон особняка В.И. Фирсановой на Пречистенке в Москве.
1917 — Избран членом художественного объединения «Мир искусства». Вместе с Д.Н. Кардовским, А.Е. Яковлевым и Н.Э. Радловым создает профессиональный союз живописцев «Цех святого Луки». Завершает «Портрет Е.Н. Шухаевой».
1917, лето —рисует сангиной портрет Саломеи Андрониковой.
1918, октябрь — Принимает участие в праздничном оформлении Петрограда к первой годовщине Октябрьской революции: создает проект оформления Николаевского моста, переименованного в мост Лейтенанта Шмидта (ныне Благовещенский).
1920, январь — Вместе с женой и художниками И.А. Пуни и К.Л. Богуславской по льду Финского залива переходит российскую границу, направляясь в Финляндию.
1920, январь — 1921, январь — Живет в финских поселках Муста—мяки, Райвола, пишет пейзажи, портреты, натюрморты, сюжетные картины.
1920, 19 июня — Получает паспорт Особого комитета по делам русских в Финляндии для свободного проезда за границу, ждет от А.Е. Яковлева визу во Францию.
1921, январь — Переезжает из Финляндии через Англию во Францию, Обосновывается в Париже.
1921, лето — Вместе с женой В.Ф. Шухаевой и А.Е. Яковлевым проводит лето на острове Пор—Кро близ Тулона.
1921—1926 — Наряду с другими художниками оформляет спектакли-миниатюры парижского театра Н.Ф. Балиева «Летучая мышь» (Le Théâtre de la Chauve—Souris).
1922 — Оформляет спектакли парижского театра «Балаганчик» с участием М.А. Ефремовой и Л.А. Гаршиной. Начало сотрудничества с издательством Я.С. Шифрина «Плеяда». Работает над иллюстрациями к повести А.С. Пушкина «Пиковая дама».
1922—1923 — Вместе с художником А.В. Лошаковым оформляет кинофильм «Песнь торжествующей любви» (режиссёр Вяч. Туржанский; производство — «Альбатрос»); премьера — ноябрь 1923 года.
1923, лето — Живет в поселке Гран-Кан (Нормандия); пишет картину «Рыбаки» и натюрморт «Хлебы. Нормандия».
1925—1926 — Готовит сценическое оформление опер Дж.Верди «Травиата» и П.И. Чайковского «Пиковая дама» для Русской частной оперы в Париже. Работает над иллюстрациями к трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов». Вместе с А.Е. Яковлевым расписывает концертный зал в доме Ф.Ф. Юсупова на тему «Сказки А.С. Пушкина в музыке».
1926 — Создает эскизы костюмов к кинофильму «Кармен» (режиссёр Жак Фейдер; производство — «Альбатрос»); премьера — ноябрь 1926 года.
1927 — Сотрудничает с парижским Театром Дуван-Торцова.
1928 — Автомобильные поездки по Франции; начало работы над серией французских пейзажей. Пейзажи Кассиса.
1929 — Весной пишет пейзажи Тюренна, Аржанты, летом — пейзажи юга Франции, виды городов Прованса.
1930 — Вместе с А.Е. Яковлевым создает роспись в доме Годар в Париже. Пишет «Портрет мадам Годар».
1930, лето — Вместе с А.Е. Яковлевым отдыхает и работает на острове Корсика.
1931 — Для гостиницы в Дивонн-ле-Бен в Савойе (Франция) выполняет четыре больших живописных и восемь зеркальных (гравировка по амальгаме) панно.
1932 — Через Испанию совершает поездку во Французское Марокко с целью выполнения заказов по декоративному оформлению виллы паши в Касабланке и гостиницы в Рабате. На обратном пути в Париж проводит месяц в Испании, знакомясь с памятниками литературы и искусства.
1932—1934 — Продолжает работать в области портретной живописи. Пишет портреты И.Ф. Стравинского, Ф.И. Шаляпина, С.С. Прокофьева, Л.И. Прокофьевой. Вместе с А.Е. Яковлевым работает над оформлением балета—пантомимы «Семирамида» для антрепризы Иды Рубинштейн, Париж. Впервые выступает как карикатурист: для американского журнала «Vanity Fair» создает карикатуры на европейских политиков, писателей и общественных деятелей.
1935, март — Возвращается в СССР.
1935—1937 — Принят в члены Всекохудожника, Ленинградского отделения Союза советских художников (ЛОССХ) и Московского отделения Союза советских художников СССР (МОССХ).
1935 — Работает над эскизами росписей плафона для строящейся в Москве Библиотеки им. В.И. Ленина и эскизом панно для гостиницы Моссовета (не осуществлено). Едет в Кабардино-Балкарию для сбора материалов к книге «Молотьба».
1935—1936 — Готовит эскизы к спектаклю ленинградского Большого драматического театра им. М. Горького «Каменный гость» (не осуществлено).
1936 — Работает над эскизами монументальных росписей — плафона для санатория Наркомтяжпрома в Сочи и фрески для ЦПКиО им. А.М. Горького в Москве. Оформляет оперу Дж. Верди «Луиза Миллер» в Ленинградском государственном театре оперы и балета им. С.М. Кирова, создает эскизы оформления пьесы К.А. Тренева «Пугачевщина» в Киевском русском драматическом театре им. Леси Украинки и эскизы к пьесе М. Метерлинка «Синяя птица» для постановки в Киевском театре юного зрителя.
1937, 16 апреля — 1945, 28 февраля — Обвинен в шпионаже, осужден по статье 58 УК РСФСР и заключен «в исправтрудлагерь сроком на 8 лет». По тому же делу осуждена и сослана на Колыму жена художника, В.Ф. Шухаева.
Начало 1938 — февраль 1939 — Работает на лесоповале в поселке Кинжал
1939, февраль — 1940, декабрь — Работает в ремонтном цехе 4—ой автобазы близ лагерного пункта Стрелка в бухте Нагаева и там же — художником—оформителем.
С декабря 1940 — Работает в проектном бюро Магадана, оформляет Дом культуры им. А.М. Горького (впоследствии — Магаданский музыкально—драматический театр им. А.М. Горького).
1941 — «Фельдмаршал Кутузов» — первый спектакль, оформленный В.И. Шухаевым в театре Магаданского дома культуры им. А.М. Горького.
До 29 апреля 1945 — Оформляет спектакли театра Магаданского дома культуры Им. А.М. Горького как заключенный. Неофициально является главным художником театра (до 1942 фамилия в афишах отсутствовала). Оформляет спектакли «Игра интересов», «Давным—давно», «Полководец Суворов» и др.
1945, 29 апреля — Освобожден «по отбытии срока наказания».
1945, 29 апреля —1947, 16 сентября — Как вольнонаемный работает в штате театра Магаданского дома культуры им. М. Горького (Административно—гражданского отдела Дальстроя) в должности «художника—постановщика I категории». Оформляет спектакли «Испанский священник», «Женитьба Белугина», оперу «Травиата» и др.
1947, конец сентября — Переезжает в Тбилиси по приглашению дирекции Государственного драматического театра им. А.С. Грибоедова для оформления комедии А.Н. Арбузова «Встреча с юностью».
С 1 октября — Работает над оформлением спектакля «Свадьба Кречинского».
1947—1948 — Оформляет оперу П.И. Чайковского «Евгений Онегин» в Государственном театре оперы и балета им. З.П. Палиашвили, Тбилиси.
С 1948 — Работает главным художником Государственного театра им. К. Марджанишвили, оформляет спектакль «Учитель танцев».
1948, 22 декабря — 1949, 23 февраля — Необоснованный арест и заключение под стражу по делу Следственного комитета МГБ Грузинской ССР.
1949 — Приступает к созданию графической серии портретов деятелей литературы и искусства Грузии.
1950 — Пишет пейзажи Натанеби — поселка в Западной Грузии, создает этюды для картины «Сдача чайного листа».
1953 — Выселение из Тбилиси. «Я снова несколько месяцев без работы, без жилья, без возможности где—либо устроиться» (из письма В.И. Шухаева).
1954 — Завершает работу над картиной «Сдача чайного листа».
1955 — Оформляет спектакль «Давным—давно» по пьесе А.К. Гладкова в Киевском русском драматическом театре им. Леси Украинки (режиссёр Л.В. Варпаховский). Увлечен техникой энкаустики, создает выполненный энкаустикой «Автопортрет».
1956, 1 сентября — Военной Коллегией Верховного Суда СССР «дело В.И. Шухаева от 4 сентября 1937 г.» пересмотрено и с 4 сентября 1956 года прекращено.
1956—1959 — Летом продолжает писать пейзажи Цихисджвари. Совершенствует метод работы энкаустикой, создавая портреты Д.П. Гордеева и художника П.М. Блеткина.
С 1960 — Начинает писать автобиографические заметки.
1961 — Создает цикл картин «Марокко» по этюдам 1932 года; переписывает в новой колористической гамме некоторые французские пейзажи 1930—х годов.
1963—1964 — Пишет портреты С.Д. Лебедевой, С.Т. Рихтера, А.М. Сараевой—Бондарь, Н.Д. Сосновской. Работает над циклом картин «Лестница жизни».
1965 — Пишет натюрморты и пейзажи окрестностей подмосковной Николиной Горы; работает над циклом картин, объединенных названием «Девять ремесел, десятое — нищета».
1966 — Создает цикл картин на темы абхазского народного эпоса.
1967 — Пишет «Портрет студентки Академии художеств Н. Нижарадзе», натюрморт «Канделябр и книги», «Кумганы», «Гладиолусы».
1969—1970 — Создает портреты Н.Д. Сосновской, В.Ф. Шухаевой, Оли Рудик.
1971—1972 — Продолжает работать над натюрмортами «Бегония у окна», «Туесок и балкарский кувшин», «Кисти в банке и палитра с красками». Пишет «Автопортрет в красной куртке», эскиз «Квартет».
1973 — Задумывает иллюстрации к повести И.С. Тургенева «Ася», делает первые наброски.
1973, 14 апреля — Скончался в Тбилиси. Похоронен на Сабурталинском кладбище
Преподавание:
С 1915 — Преподавание рисунка на Женских курсах высших архитектурных знаний Е.Ф. Багаевой (до 1916); рисунка и живописи — в Рисовальной школе княгини М.Д. Гагариной («Новой художественной мастерской» — до 1917). Создание заказного портрета Л.М. Реснер
1917—1918 — Работает профессором живописи, рисунка и декоративного искусства в натурном классе Петроградского училища технического рисования барона А.Л. Штиглица.
1918, 1 февраля — Советом профессоров бывшей Петербургской академии художеств избран профессором по живописному отделению.
1918, октябрь — 1920, январь — Руководит мастерской живописи и преподает рисунок в архитектурном классе Петроградских свободных художественно—учебных мастерских (бывшего ВХУ при АХ).
1921, 22 декабря — Вместе с А.Е. Яковлевым открывает прием учащихся в созданную ими в Париже частную художественную школу (мастерскую) на улице Campagne Premiére, 17 (14 округ); преподает там до 1930 года.
1926—1930 — Преподает в Русском художественно-промышленном институте, созданном Н.В. Глобой в Париже.
1929 — начало 1930-х — Преподает в художественной школе, основанной Т.Л. Сухотиной-Толстой, Париж.
1935, 1 апреля — 1937, 20 апреля — Профессор факультета живописи и руководитель персональной учебной мастерской в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской академии художеств; преподаватель рисунка и акварели в Институте повышения квалификации архитекторов при Академии архитектуры СССР (Москва) с почасовой оплатой.
1948, 1 октября — Принят в Тбилисскую академию художеств на должность профессора кафедры рисунка.
1950, октябрь — Принят в члены Союза советских художников Грузии. В связи с отсутствием ученого звания переведён на должность старшего преподавателя кафедры рисунка Тбилисской академии художеств.
1958, 31 мая — Утвержден в ученом звании профессора по кафедре рисунка.
Творчество:
Выставки:
1918, январь — На выставке картин «Мир искусства» представляет графические портреты офицеров 4—го Мариупольского полка, созданную в Италии картину «Карусель» и «Портрет Е.Н. Шухаевой».
1921, 11 мая — Участвует в работе Комитета готовящейся в Париже выставки художников группы «Мир искусства».
1921, 15 ноября — 1 декабря — Первая персональная выставка (совместно с А.Е. Яковлевым). Париж, галерея Барбазанж.
1926, 15 мая — Открытие выставки произведений учеников В.И. Шухаева (Париж, 14—ый округ, бульвар Эдгара Кине, 12).
1929, 26 февраля — 8 марта — Персональная выставка в галерее Art Kodak, Брюссель.
1929, 1—17 августа — Персональная выставка в галерее Macquarie, Сидней.
1929, 31 октября — ноябрь — Персональная выставка в галерее (магазине) В.О. Гиршмана, Париж.
1936, 24 февраля — 7 марта — Персональная выставка в выставочном зале Всекохудожника в Москве и весной — Тициановском зале Академии художеств в Ленинграде.
1954 — Персональная выставка в Тбилиси, организованная Союзом советских художников Грузии.
1958 — Персональная выставка в залах Союза Художников СССР, Москва.
1962, 4—25 марта — Персональная выставка в Государственной картинной галерее Грузии, Тбилиси.
1962, декабрь — 1963, январь — Персональная выставка в залах ЛОСХа, Ленинград.
1967, 11 мая — июнь — Персональная выставка в связи с 80-летием со дня рождения в залах Тбилисской государственной академии художеств.
1968, октябрь — ноябрь — Персональная выставка в залах Научно-исследовательского музея АХ СССР, Ленинград.
1969, ноябрь — Персональная выставка в помещении мастерской народного художника Грузинской ССР Е.Д. Ахвелидиани, Тбилиси.
1971, апрель — Персональная выставка в выставочном зале издательства «Мерани», Тбилиси.
1972, осень — Персональная выставка в Тарту (Эстония).
Награды:
1958, 17 апреля — В связи с декадой грузинского искусства в Москве награждён орденом «Знак Почёта».
1962, 19 апреля — В связи с 75-летием со дня рождения и 40—летием художественной деятельности удостоен звания заслуженный деятель искусств Грузинской ССР.
Семья:
1911, июль — Женитьба на студентке живописно-скульптурного отделения ВХУ при ИАХ Елене Николаевне Ежовой (1887—1965) - первая жена
1912, 28 марта — Рождение дочери Марины.
1919, 16 августа — Зарегистрирован брак со второй женой — Верой Федоровной Гвоздевой (1896—1979)
Ученики:
Акимов Николай Павлович (1901—1968)
Белуха Евгений Дмитриевич (1889—1943)
Володимиров Николай Николаевич (1910—2006)
Гогуадзе Альберт Иосифович (1935)
Отзывов: 0
Этот автор был добавлен в каталог 13.08.2021