Детство, юность
Родился 24 сентября 1958 года в Ленинграде. Воспитывался матерью Новиковой Галиной Васильевной, своего отца не знал. В 1965 году пошёл в школу. Начал посещать кружок рисования в Доме пионеров Дзержинского района г. Ленинграда. В 1967 году участвует в выставке детского рисунка в Нью-Дели. В 1968 году переезжает с родителями на Новую Землю, в 1972 году возвращается в Ленинград; впоследствии подчёркивает, что именно пейзаж Крайнего Севера оказал на него сильное влияние, повлияв на его восприятие пространства.
В 1973 году поступил в Клуб юных искусствоведов при Государственном Русском Музее. Поступает в Техникум химической промышленности на отделение технологии лаков и красок, уходит из техникума в 1975 году. Отказывается от службы в армии как убежденный пацифист. В 1976 году поступает в Клуб юных любителей искусства в Эрмитаже. Пишет свои первые картины. Вместе с Олегом Котельниковым создает ансамбль «Монстерз» и в 1977 году примыкает к авангардистской группе «Летопись», которая сформировалась вокруг Бориса Николаевича Кошелохова. В составе группы участвует в своей первой квартирной выставке.
В 1978 году осуществляет свой первый кураторский проект: арендует помещения в бывшей церкви Шестаковской Божьей Матери в Санкт-Петербурге, организует творческие мастерские имени Кирилла и Мефодия, 2 июня 1978 года проводит квартирную выставку.
В 1980 году открывает, вместе с художником Олегом Котельниковым, квартирную галерею, названную ими «АССА». Галерея располагается в коммунальной квартире на ул. Воинова, д. 24. В галерее проходит «I биеннале портретов Тимура Новикова». Галерея прекратила своё существование в 1987 году.
В этом же (1980) году знакомится в Москве с художницей М. М. Синяковой-Уречиной, вручившей ему право именоваться Председателем земного шара.
В 1981 г. вступает в ТЭИИ, первый союз неофициальных художников Ленинграда. В 1982 г. на первой выставке ТЭИИ в ДК им Кирова устраивает, вместе с художником Иваном Сотниковым, панковскую акцию: экспонирует фанерный щит с дырой, назвав работу «Ноль-объект».
Новые художники:
В 1982 году Тимур Новиков создает группу «Новые художники». Первыми участниками группы становятся Георгий Гурьянов, Евгений Козлов, Олег Котельников, Иван Сотников, Кирилл Хазанович. Стилистически «новые художники» были параллельны таким западноевропейским движениям в искусстве, как Новые Дикие (Neue Wilde, Германия), Ист Вилледж (East Village, США), Фигурасьон Либр (La Figuration libre, Франция), Трансавнгард (Transavantgarde, Италия) и таким явлениям как «новая фигуративность», «новая волна», «новый романтизм».
В 1985 году создает Новую Академию Всеческих Искусств. Взятое у футуристов понятие «ВСЕЧЕСТВО» связывало группу с искусством русского авангарда. Живой связью с этим периодом русского искусства были знакомые художники того поколения — Мария Александровна Спендиарова и Мария Михайловна Синякова-Уречина, Татьяна Николаевна Глебова, написавшая портрет Новикова. От художников авангарда «Новых художников» отделяло прежде всего отсутствие серьёзной теории.
В группу входили: Е. Козлов, Иван Сотников, Олег Котельников, Тимур Новиков, Георгий Гурьянов и другие художники. Позднее к группе присоединились Евгений Юфит, Сергей Бугаев, В. Черкасов, Андрей Медведев, Владислав Гуцевич, Вадим Овчинников, Инал Савченков, Андрей Крисанов, Олег Маслов и Виктор Цой.
Проводил совместные акции с выдающимися художниками Запада — Э. Уорхоллом, Д. Кейджем, Р. Раушенбергом.
Кино и музыка:
В 1983 году организовал музыкальную авангардистскую группу «Новые композиторы», с того же года стал сотрудничать с оркестром «Популярная механика» Сергея Курёхина
В 1985—1986 гг. сотрудничает с Рок-клубом как оформитель концертов группы «Кино» в качестве художника-оформителя концертов; в 1987-89 гг. привлекает художника-модельера Константина Гончарова к работе над сценическими костюмами музыкантов группы.(В. Цой, Г. Гурьянов, Ю. Каспарян).
В 1984—1985 гг. «Новые художники» ставили перформансы: «Идиот», «Анна Каренина», «Стреляющий лыжник», «Балет трех неразлучников» (по Даниилу Хармсу, музыка И. Веричева и В. Алахова)) . Художники занимались также кинематографом («параллельное кино», «некрореализм»), литературой, музыкой, «новой критикой» и сами изобретали музыкальные инструменты (утюгон, длинные струны и др.)
В 1987 году участвует как художник и актёр в фильме «Асса», сотрудничает с режиссёром Сергеем Соловьевым (первая в истории советского кинематографа премия за художественное оформление). Был едва ли не первым медиа-художником в СССР, став идеологом «Пиратского Телевидения» (1989), а в последующем режиссёром-постановщиком фильмов «Золотое сечение» (1999), «Кошмар модернизма» (1999).
Участвует в создании клубного движения и рейва на Фонтанке-145; один из организаторов «Гагарин парти» на ВДНХ (1991).
В 1992 г. участвует в съёмках фильма Сергея Дебижева «Два капитана-2».
«Берём курс на классику»
В декабре 1988 года открывает Свободный университет. Преподавателями университета, помимо Тимура Новикова, становятся Сергей Курехин и Борис Юхананов. «Свободный университет» располагался в Центральном лектории общества «Знание».
В конце 1989 года на одном из заседаний Новиков объявляет, что он берёт «курс на классику и красоту, публично провозглашая их наиболее актуальными и современными». Он создает новое «нео-академическое» направление в петербургском искусстве, противостоящее модернизму и выступающее за сохранение и возрождение классического искусства.
В 1990 году впервые выставляется в Русском музее на выставке «Территория искусства» (панно «Нью-Йорк ночью»). Совместно с Дуней Смирновой проводит выставку и конференцию «Молодость и красота в искусстве». Вместе с Сергеем «Африкой» Бугаевым, Иреной Куксенайте, Олесей Туркиной и Виктором Мазиным учреждает журнал «Кабинет».
В 1991 г. делает две политические инсталляции, посвящённые американской войне в Ираке — «Разлив нефти в Персидском заливе» и «Обстрел Багдада».
Дворцовый мост:
В июне 1990 года Новиков и его коллеги приняли участие в Первой выставке на пролёте Дворцового моста, организованной художником Иваном Мовсесяном, и отражавшей стремление ленинградских художников к публичным акциям. Участники выставки создавали произведения специально для этой экспозиции, в контакте с заданным городским пространством. Экспонированные работы вошли в собрание Музея «Дворцовый мост».
21—22 июня 1991 года участвует во Второй выставке — проекте художника Ивана Мовсесяна — на пролёте Дворцового моста, выставляет монументальное живописное панно «Борцы». Другими участниками выставки были Г.Гурьянов, И. Мовсесян, Д. Егельский, В. Тузов, Ольга Комарова (Тобрелутс).
Новая Академия:
В своем искусстве Новиков продолжает развивать находки 80-х, усиливая декоративный и фактурный эффекты и используя неоклассическую образность. В его новом творческом периоде «классицистические декларации Новой Академии соседствуют с красочной богемностью жизни девяностых годов».
С конца 1980-х годов Новиков навсегда оставляет живопись, и, под влиянием эстетических идей своего друга, художника и fashion-дизайнера Константина Гончарова, переходит от «экспрессивного рисования» к другой технике: текстильному коллажу. Использует минималистские трафареты. Иконография его работ упрощается и «сводится к двухчастному разделению плоскости и установке на ней простого знака».
В 1991 г. проводит первую программную выставку НАИИ «Неокадемизм» в Русском музее. Художники, разделившие идею Новикова, экспонируют свои работы каждый в отдельном зале: Тимур Новиков и Константин Гончаров, Георгий Гурьянов, Денис Егельский, Сергей Бугаев. Выставляет работы «Аполлон, попирающий красный квадрат», «Нарцисс»; в том же зале Константин Гончаров выставляет «Рыцарские плащи», — просторные бархатные плащи, украшенные необычными вставками из открыток. Художники ориентированы на «не поддающуюся пошлости красоту», на идеалы образов классического искусства и классического балета. С этого времени Новиков включает открытки и фотографии (репродукции классической живописи и образы балета) в свои работы.
С этого времени панно Новикова становятся «знамёнами» неоакадемизма с образами греческих богов, «отвечающих за живую силу творчества» — Аполлона, Афродиты, Эрота. Ряд работ посвящены античной повести, истории Амура и Психеи. Героями работ становятся великие и несчастные эстеты — Оскар Уайльд (серия «Приключения Оскара Уайльда») и Людвиг Баварский, в их честь проводятся особые выставки («Тайный культ» 1992, Русский музей; «Лебединая песня немецкого романтизма» 1995, Айдан-галерея, Москва; «О красоте» 1995, «Риджина», Москва; Людвиг Второй Баварский и «Лебединое озеро», 1996, галерея XL, Москва).
В 1993 году круг неоакадемистов преображается в институт под названием «Новая академия изящных искусств». «Появление Новой академии рассматривалось как некая игра в новый официоз». Художники неоакадемисты — сам Т. Новиков, Г. Гурьянов, также В. Тузов, Д. Егельский и А. Медведев — получают звания почётных профессоров Новой Академии. НАИИ занимала помещения на Пушкинской ул, 10 и была одновременно учебным заведением (Новая Академия Изящных Искусств). В НАИИ одновременно возрождались старые фототехники и активно использовались новые технологии, использующие формы классического искусства.
Под этим лозунгом в залах НАИИ начинаются занятия для студентов НАИИ и проходят регулярные выставки профессоров НАИИ — Ольги Тобрелутс (Комаровой), Беллы Матвеевой , Г. Гурьянова, Д. Егельского, О. Маслова и В. Кузнецова, К Гончарова и студентов НАИИ Егора Острова, Станислава Макарова.
В 1994 г. при участии Новикова открывается галерея моды «Строгий Юноша», которой руководит Константин Гончаров.
В 1995 г. живёт в Берлине. Его выставка «Закат немецкого романтизма» или «Архитектура в Третьем Рейхе» (на основе проектов монументов для установки на границах Третьего Рейха) закрывается по цензурным соображениям.
В 1997 году устраивает праздник неоакадемизма в Павловском дворце, музыку для которого пишет и исполняет Брайан Ино. Открывает учебные классы НАИИ в Русском музее, в Михайловском замке. Инициирует создание Европейского общества классической эстетики, с участием профессора А. И. Зайцева.
В 1998 году в Русском Музее проходит ретроспективная выставка Новикова, к которой музей издаёт его книгу «Новый русский классицизм».
В 1999 году Тимур Новиков вместе с Марусей Климовой организовывает фестиваль петербургского декаданса «Тёмные ночи».
«Художественная воля»:
С 1998 выступает инициатором создания организаций: «Институт Истории Современного Искусства» и «Художественная Воля» (1998), выступавшей за сохранение «культурной экологии». Издаёт месте с художником и критиком Андреем Хлобыстиным газету «Художественная воля» и радикальный журнал «Сусанинъ». Меняет свои политические взгляды на консервативные и ортодоксальные, утверждает, что «классика — традиционная форма для воспевания российской государственности». Считает, что «Петербург должен укреплять свою репутацию столицы классической культуры, а не конкурировать с мировыми столицами актуального искусства, как Лондон и Нью-Йорк». В 1990-е активно занимался книгоиздательской деятельностью.
23 мая 1998 г. в Кронштадте на форте № 7 «Художественная воля» и НАИИ проводит мемориально-художественную акцию. В заброшенном форте было устроено «Сжигание сует», посвященное 500-летию казни Савонаролы на флорентийской Пьяцца Синьория: художники сжигали свои картины.
В 1997 г. тяжело заболевает во время поездки в Нью-Йорк; болезнь привела к тому, что художник ослеп. Но несмотря на это, после выхода из больницы он продолжает руководить Новой академией. Читает лекции в СПбГУ и других институтах города. Ведёт передачу «Новая Академия», пропагандирующую классическую музыку, на молодежной техно-радиостанции «Порт FM» (1998). Собранную им художественную коллекцию передаёт, частично, в собрания Русского музея и Эрмитажа.
В 2001 г. принимает участие в выставке «Между землёй и небом. Неоклассические тенденции в современном искусстве», в Остенде (Бельгия), которую курирует Эдвард Люси-Смит.
23 мая 2002 года Тимур Новиков умер от пневмонии. Похоронен на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге.
Выставки:
2018 — Тимур Петрович Новиков. К 60-летию со дня рождения художника. Государственный Русский музей. Мраморный дворец (Санкт-Петербург).
2018 — «В садах Тимура». Куратор О. Туркина. Центр Курехина, Санкт-Петербург.
2013 — «Тимур Новиков в ММОМА».Куратор Е. Андреева. Московский музей современного искусства (Гоголевский, 10), Москва.
2011 — «Новая Академия. Санкт-Петербург». Кураторы А. Ипполитов и А. Харитонова. Москва, Фонд культуры «Екатерина».
2008 — «Пространство Тимура. Петербург — Нью-Йорк. К 50-летию Тимура Новикова». Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
2003 — Ретроспектива работ художника. «Айдан галерея», Москва.
2002 — «Горизонты». Государственная картинная галерея, Калининград.
2002 — «Евро-Китай». «Айдан-галерея», Москва.
2002 — «Палладианский полет». Музей Архитектуры, Москва.
2001 — «Горизонты». «Айдан-галерея», Москва.
2001 — «Горизонты». Музей Изобразительных Искусств Республики Карелия.
2001 — «Ретроспектива». Тульский художественный музей, Тула.
2001 — «Открытая студия». Музей Новой Академии Изящных Искусств, Петербург.
2001 — «Евро-Китай». Музей Новой Академии Изящных Искусств, Петербург
2000 — «Утраченные идеалы счастливого детства». «Айдан-галерея», Москва.
2000 — «Утраченные идеалы счастливого детства», Музей Новой Академии Изящных Искусств, Петербург.
2000 — «Страстотерпцы». Музей Новой Академии изящных искусств, Петербург
2000 — «Ретроспектива». Тверская областная картинная галерея, Тверь.
2000 — «Ретроспектива». Государственный областной художественный музей им. И. П. Пожалостина, Рязань.
2000 — «Закат немецкого романтизма». Галерея Терпсихора, Петербург.
2000 — «Горизонты». Галерея «Navicula Artis», Петербург
1999 — «Царица неба». Айдан-галерея, Москва.
1999 — «Царица неба». Музей Новой Академии Изящных Искусств, Петербург.
1999 — «Балет глазами художников». Санкт-Петербургский Союз Художников, Петербург.
1998 — «Людвиг 2 и Лебединое озеро». Выставочный зал Navicula Artis, Петербург.
1998 — «Российские императоры». Айдан Галерея, Москва.
1998 — «Маленькие тайны истории». Фотографии. Центр искусства фотографии. Петербург.
1998 — «Загадки истории». Хироголограммы. Государственный центр современного искусства. Петербург.
1998 — «Ретроспектива». 1978—1998. Государственный Русский музей. Мраморный дворец (Санкт-Петербург).
1998 — «Russians Saints». 1-20 Gallery, Нью-Йорк.
1998 — «Timur Novikov, Andrej Barow. Abend mit Oscar Wild». Lichtblick Gallerie, Кёльн.
1997 — World Financial Center, Нью-Йорк.
1997 — Gallery Art Kiosk, Брюссель.
1996 — «Людвиг 2 Баварский и „Лебединое озеро“ П. И. Чайковского». Галерея XL, Москва.
1996 — «Тимур Новиков. Шелкографии». Центр Современного искусства Дж. Сороса, Петербург.
1995 — «Тимур Новиков. Архитектура в немецкой империи». Музей Новой Академии Изящных искусств, Петербург.
1995 — «Лебединая песня немецкого романтизма». «Айдан-галерея», Москва.
1994 — «Гобелены». Музей Новой Академии Изящных искусств, Петербург.
1994 — «В стране литературных героев». Всесоюзный музей А. С. Пушкина, Мемориальный музей-квартира Н. А. Некрасова, Петербург.
1994 — «Тимур Новиков. Персональная выставка в редакции журнала „Декоративное искусство“». Москва.
1994 — «Лебединая песня немецкого романтизма». Kunstlerhaus Bethanien, Берлин.
1993 — «Лебединое озеро». Музей городской скульптуры, Петербург.
1993 — «Западно-Восточный диван. Убранство Арабской гостиной». Николаевский дворец, галерея Navicula Artis. Санкт-Петербург
1993 — «Timur Novikov». Stedelijk museum, Амстердам.
1993 — «Russian Resurgence: Recent Works by Timur Novikov». Frederic R. Weisman Museum of Art, Pepperdine University, Malibu, Калифорния, США.
1993 — «Oscar Wilde’s Adventures». Paul Judelson Arts, Нью-Йорк.
1993 — «Timur Novikov». Espace Montjoie, Париж.
1993 — «Timur Novikov». Kunsthalle, Дюссельдорф.
1993 — «Timur Novikov». Griffelkunst, Гамбург.
1992 — «Тимур Новиков. Апология красоты». Галерея 1.0, Москва.
1992 — «Дуэты». Московский Архитектурный институт, Москва.
1992 — «Тимур Новиков». Музей Этнографии, Петербург.
1992 — «Russian Resurgence: Recent Works by Timur Novikov». Center for the Fine Arts, Miami. Florida.
1991 — «Тимур Новиков. Gagarin Party». Павильон «Космос», ВДНХ, Москва.
1991 — «Timur Novikov. Interferenzen». Musee D’Art Moderne Vienne, Palais Lieshtenstein.
1991 — «Timur Novikov». Raab Gallery, Берлин.
1991 — «Timur Novikov». Phyllis Kind Gallery, Нью-Йорк.
1989 — «Timur Novikov and Africa». Tate Gallery, Liverpool. Raab Gallery, Лондон.
1989 — «Timur Novikov». Turun Linna ja Historiallienen Museo. Turku.
1986 — Персональная выставка в галерее «АССА», Ленинград.
1985 — Персональная выставка. Театр Клуба 81, Ленинград.
1983 — Персональная выставка в Библиотеке Академии наук СССР, Ленинград.
Работы находятся в собраниях:
MUMOK, Вена.
Музей Стеделик, Амстердам.
Музей Людвига, Будапешт.
Русский музей, Санкт-Петербург.
Музей Новой Академии Изящных Искусств, Санкт-Петербург.
Новый музей, Санкт-Петербург.
ММСИ, Москва.
ГЦСИ, Москва
Музей Art4.ru, Москва.
Aboa Vetus & Ars Nova, Турку.
Paul Judelson Arts, Нью-Йорк.
Фонд Art ex East.
Фонд «Новый», Москва.
Арт-Киоск, Брюссель.
Галерея Forsblom, Хельсинки.
Галерея Рааб, Берлин.
Частное собрание Алексея Соколова, Санкт-Петербург
Частное собрание Екатерины Андреевой, Санкт-Петербург.
Частное собрание Ринада Ахметчина.
Частное собрание Катрин Беккер (англ.), Берлин.
Частное собрание Пьера-Кристиана Броше.
Частное собрание Сергея Бугаева-Африки.
Частное собрание Александра Дашевского.
Частное собрание А. Дмитриева, Санкт-Петербург.
Частное собрание Владимира Добровольского, Москва.
Частное собрание Julie Cabot.
Частная коллекция «2×3 м» Евгения Козлова.
Частное собрание Ирены Куксенайте, Санкт-Петербург.
Частное собрание Алексея Митина.
Частное собрание Игоря Маркина
Частное собрание Ю. Новикова, Санкт-Петербург.
Частное собрание Регины и Владимира Овчаренко, Москва.
Частное собрание Татьяны Панченковой, Москва.
Частное собрание Николы Саворетти.
Частное собрание Инала Савченко, Санкт-Петербург.
Частное собрание Елены Селиной, Москва.
Частное собрание Екатерины и Владимира Семинихиных, Москва.
Частное собрание Сергея Шутова, Москва.
Частное собрание Пакиты Эскофе-Миро.
Частное собрание Арендта Эткера, Кёльн.
Частное собрание Anton Milagros, Berlin.
Отзывов: 0
Этот автор был добавлен в каталог 13.08.2021