Вахрамеев Александр Иванович

Вахрамеев Александр Иванович

Об Авторе

Подробная информация:

​Родился в семье священнослужителя. Окончил Архангельскую духовную семинарию (1894).

Вахрамеев начал обучение в Петербурге с 1895 года у И. Е. Репина в Рисовальной школе княгини М. К. Тенишевой. В 1896 году поступил в Высшее художественное училище (ВХУ) при Императорской Академии художеств, где учился у П. О. Ковалевского, под руководством которого в 1904 получил звание художника за картину «Торжество духа (Самосожжение раскольников)». Также известны ещё несколько работ художника данного периода — «Парус» (1903), и «Пахарь» (1905).

С 1902 г. Вахрамеев был постоянным участником академических выставок, в 1920-е гг. участвовал в VI, VII и VIII выставках Ассоциации художников революционной России. Рисовал для петербургских журналов „Шут“ (1902), „Гамаюн“ (1906), „Весна“ (1914) и др.

В 1906 году художник переехал в Пензу, где начал преподавать в Пензенском художественном училище им. К. А. Савицкого, вплоть до 1909 года. Обвиненный в распространении «недозволенных» идей, покинул Пензу, возвратился в Петербург.

С 1910 г. А. И. Вахрамеев пишет множество картин революционной тематики: «Расстрел революционера», «Семеновец (Расправа)», «Разгон студенческой демонстрации у Казанского собора» и др.

В 1912 г. участвовал в росписи собора Александра Невского в Софии (1912, Болгария).

По приглашению Н. К. Рериха вместе с талантливыми русскими художниками-педагогами И. Я. Билибиным, Д. Н. Кардовским, А. А. Рыловым, А. В. Щусевым продолжил художественно-педагогическую деятельность в школе Общества поощрения художеств (1912—1918), а после школы — в передовых школах и рабочих студиях. В 1920-1925 годах преподавал в Академии художеств, с 1921 года профессор.

Похоронен на Смоленском кладбище.

В 1927 году в залах Общества поощрения художеств в рамках ежегодной выставки картин общества имени А. И. Куинджи (членом которого состоял Вахрамеев) была организована посмертная выставка художника. На ней экспонировалось 340 произведений А. И. Вахрамеева.

Реалист по своей природе, он и в художественно-педагогической деятельности продолжал линию глубоко содержательного реалистического искусства. Воспитанный на идеях подвижничества, он примкнул к группе художников, которая в период поднимавшегося символизма, декадентства и формализма продолжала демократическую линию русского искусства. Начиная с дипломной работы «Торжество духа (Самосожжение раскольников)», он сосредоточил внимание прежде всего на жанрово-психологическом раскрытии народных образов. Его ранние жанровые картинки подсмотрены прямо «на улице», в них яркие типы, ярко выраженные мотивы социальной критики («Свидание на Мойке», «Улица», «В кабачке», «Городовые», «Разгон проституток»). Работы 1910—1914 Вахрамеев объединил в большие серии «Улица», «Белые ночи» и продолжал их пополнять до 1917 г.

Небольшие работы художника, особенно портреты «Писатель-народник В. П. Засодимский» (1911) «Подруги» (1912), «Болгарская девушка» (1912), «Автопортрет» (1915) и ряд других произведений проникнуты глубоким лиризмом и задушевностью. Каждый его портрет отличают наблюдательность и понимание характера, тонкое психологическое проникновение во внутренний мир изображаемого человека. Особенно ярко это проявилось в большой портретной серии художников Общества им. А. И. Куинджи, написанной в 1920-1921 гг. Лирический и «психологический» характер носят и его пейзажи. Художника особенно привлекал Русский Север, куда он совершил ряд творческих поездок. Сохранились полотна, рисунки, отображающие жизнь архангельского порта, типы моряков-поморов, грузчиков, большие пейзажи с жанровыми фигурами, посвященные Северу: «Вотчина Господина Великого Новгорода. Ушкуйники» (1911), «У перевоза в Великом Новгороде» (1913), «Перевоз в Великом Устюге»(1914), «На Северной Двине» (1915).

Вахрамеев стал одним из первых художников, запечатлевшим события Октябрьской революции в рисунках, объединенных в серию «Сцены и типы 1917-1921 годов», включающую около 150 работ. В них изображен быт революционного Петрограда, живо и увлекательно, порой не без юмора, переданы характерные сцены и эпизоды из жизни взбудораженных улиц города. Так главным в творчестве художника стали «злободневные жанры». Серия имеет и немалую историческую ценность. Полностью она была показана на посмертной выставке художника в 1927 году. Примером является работа "Пожар Литовского замка" (1917, ГРМ).

Картины художника находятся в фондах Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Эрмитажа, Музея истории Петербурга, Церковно-археологического Кабинета Московской Православной Духовной Академии, Пензенской областной картинной галереи имени К. А. Савицкого.​


Рейтинги
Общее впечатление:
Идея, мысль, посыл:
Мастерство исполнения:

Работы Автора





Этот автор был добавлен в каталог 13.08.2021