Кондратенко Филипп Викторович

Кондратенко Филипп Викторович

Об Авторе

Подробная информация:

​Родился в 1974 году в Ленинграде, сын О. В. Кустовой (Давтян), редактора и переводчика. Окончил факультет изобразительного искусства РГПУ им. А. И. Герцена (1997). Занимается станковой живописью, акварелью, рисунком. Живет в Санкт-Петербурге.

Творчество:

1998–2004

Кондратенко формировался как художник преимущественно путём самообразования, с ориентацией сначала на ленинградский реалистический пейзаж 1920–1930-х (А. И. Русаков, А. С. Ведерников, В. А. Гринберг и др.), затем — на опыты русского авангарда (прежде всего, супрематизм К. С. Малевича и теория расширенного смотрения М. В. Матюшина). Позднее испытал влияние американского и европейского абстракционизма 1950-х годов (абстрактный экспрессионизм, информель).

Первые самостоятельные работы Кондратенко относятся к концу 1990-х. С этого времени и до середины 2000-х он занимается преимущественно городским пейзажем и портретом, постепенно очищая круг используемых выразительных средств до элементарного минимума: наносимых в один слой нескольких пятен локального или модулированного цвета и свободного от светотеневых обоснований, самодовлеющего контура, родственного иероглифическому письму. Пейзаж (в живописи) достигает к 2003–2004 годам знаковой компактности и одновременно эмансипируется от натурных отсылок.

Портрет (в живописи и графике), концентрируясь на членах семьи художника и круге близких ему (но не знакомых) деятелей петербургской — ленинградской культуры, стремится к «письменной узнаваемости», не использующей традиционные приемы достижения сходства.

2005–2009

С середины 2000-х Кондратенко работает в области беспредметной живописи, постепенно переходит от масляной техники к акрилу, пишет все более быстро, ища в больших сериях одних и тех же элементарных мотивов (линия, точка, треугольник, круг и др.) непредвиденного, зависящего не только от замысла, но и от случая, прямого воздействия.

В работах этого времени, тем не менее, сохраняется и даже упрочивается связь его живописного языка с литературой и письмом: соотношение фона (часто светлого, близкого к белому) и фигуры/контура (часто темно-синих или черных) по-разному разыгрывает ситуацию начертания буквы на чистом листе бумаги. В 2008 году Кондратенко выполняет цикл графических работ, посвященных рассказу Мориса Бланшо «Безумие дня».

2010–2015

Серия обесцвеченных, решенных в бело-серой гамме работ 2011–2012 годов предельно обостряет тему безъязычия живописи: прежняя «буква» (контур, фигура) распадается на незначащие отрезки линий, которые обедненное цветовое решение не позволяет опознать каким-либо образом и в визуальных, пространственных координатах.

В это же время Кондратенко пишет серию «черных» портретов: эти работы, впервые у него лишенные контура и вообще линии, бескомпромиссно ставят вопрос о возможности живописного пространства, не опирающегося ни на возможности письма, ни — что куда радикальнее — на свет как фундаментальное условие человеческого зрения.

2015–2016

В работах, стремящихся к малому формату (до 14 × 17 см) и акцентирующих вещественность картины за счет использования грубого холста, часто наклеенного на оргалит, Кондратенко вновь скрещивает абстракцию с предельно обобщенной пейзажной схемой.

Работы в собраниях:

Музей современного искусства «Эрарта», Санкт-Петербург, Россия

Музей В. В. Набокова СПбГУ, Санкт-Петербург, Россия

Частные коллекции в России, Франции, Великобритании, Ирландии, США и др.

Персональные выставки:

«Тихая обитель», Музей сновидений Зигмунда Фрейда, Санкт-Петербург, Россия, 2015/16

«Цвет дня», Музей В. В. Набокова СПбГУ, Санкт-Петербург, Россия, 2015

«В черном свете», Музей сновидений Зигмунда Фрейда, Санкт-Петербург, Россия, 2014

«365», галерея «Формула», лофт-проект «Этажи», Санкт-Петербург, Россия, 2014

«Живопись, графика», Музей В. В. Набокова СПбГУ, Санкт-Петербург, Россия, 2012

«„Музей“ петербургского текста», Музей Анны Ахматовой, Санкт-Петербург, Россия, 2012

«Внутренний человек», галерея «GuelmanProjects», Москва, Россия, 2009

«Безумие дня», Музей В. В. Набокова, Санкт-Петербург, Россия, 2008

«Слово внутри», Музей В. В. Набокова, Санкт-Петербург, Россия, 2006

«Живопись», выставочный зал журнала НоМИ, Санкт-Петербург, Россия, 2005

«Письмо 2004», Музей В. В. Набокова, Санкт-Петербург, Россия, 2004/05

«Наброски к петербургскому портрету», Музей-квартира А. А. Блока, Санкт-Петербург, Россия, 2004

«Городской житель», Музей В. В. Набокова, Санкт-Петербург, Россия, 2003

«Акварель, гуашь», Государственный Музей городской скульптуры, Санкт-Петербург, Россия, 2000

«Графика», галерея «Форум», Санкт-Петербург, Россия, 1999

Групповые выставки:

«Предельно/конкретно», Музей современного искусства PERMM, Пермь, Россия, 2010/11

«Новая экспрессия», Открытая галерея, Москва, Россия, 2010

«Приключения „Черного квадрата“», Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия, 2007​


Рейтинги
Общее впечатление:
Идея, мысль, посыл:
Мастерство исполнения:

Работы Автора





Этот автор был добавлен в каталог 13.08.2021