Биография и творчество. Сын архитектора, воспитанника императорской академии художеств И. И. Шарлеманя (1782—1861), внук скульптора-декоратора Жан-Батиста Шарлемань-Боде (1734—1789), француза из Руана, переселившегося в Санкт-Петербург при императрице Екатерине II.
Получил общее образование в училище при санкт-петербургской лютеранской церкви св. Петра и из него в 1848 году поступил в академию, в которой занимался сперва исторической живописью, под руководством Ф. А. Бруни, а потом батальной в классе Б. П. Виллевальде. В бытность свою учеником академии получил:
в 1852 году — малую серебряную медаль за эскиз «Кавалергарды в Красном Селе»,
в 1853 году — большую такую же медаль за картину «Эпизод из битвы под Аустерлицем»,
в 1854 году — малую золотую медаль за исполнение конкурсной программы «Эпизод из венгерской кампании 1848 г.»,
в 1855 году — большую золотую медаль за написанную также по программе картину «Суворов на Сен-Готарде» (Большой Гатчинский дворец).
Приобретя, вместе с последней из этих наград, право на поездку за границу в качестве пенсионера академии, он в том же году отправился в Мюнхен, где пользовался советами А. Е. Коцебу и написал картины: «Торжественный прием Суворова в Милане» и «Последний ночлег Суворова в Швейцарии» (обе находились также в Гатчинском дворце). Второе из этих произведений доставило Шарлеманю в 1859 году звание академика.
Затем он совершил поездку в Париж, где изучал полюбившийся ему стиль «помпадур» по его версальским образцам, посетил Штутгарт и некоторые другие города Германии и возвратился в Санкт-Петербург в 1861 году.
Первыми его работами после возвращения были надпрестольные и другие образа для католических церквей при пажеском корпусе и кладбищенской на Выборгской стороне; затем им были написаны плафоны и стенные панно для домов князя Мещерского в Москве и А. Полежаева в Санкт-Петербурге.
В 1867 г. появилась наиболее примечательная из картин Шарлеманя «Екатерина II в мастерской Фальконе», доставившая художнику звание профессора и приобретённая императрицей Марией Александровной. С этого времени известность его упрочилась и быстро возрастала.
Из-под его кисти, карандаша и пера выходило множество картин, акварелей и рисунков, отличавшихся бойкостью и вкусом исполнения. Его композиции в течение более чем 20 лет были нарасхват у издателей иллюстрированных журналов для воспроизведения их тем или другим графическим способом.
С 1871 года Шарлемань служил художником при экспедиции заготовления государственных бумаг; в том же году был приглашен консультантом в рисовальные мастерские позже упразднённого главного интендантского управления при исполнении акварелью военных сцен, торжеств, маневров и прочего для альбомов императора Александра II, а в 1873 году получил титул художника Его Императорского Величества.
Похоронен на участке св. Павла Выборгского католического кладбища в Санкт-Петербурге. Могила не сохранилась.
Жена: Елизавета Ивановна, дочь академика исторической живописи и владельца фотомастерской на Невском проспекте И. А. Гоха.
Живопись. Картины Шарлеманя, писанные масляными красками:
«Эпизод из битвы под Аустерлицем» (получила большую медаль академии, 1853);
«Эпизод из венгерской кампании 1848 г.» (малая золотая медаль, 1854);
«Суворов на Сен-Готарде» (большая золотая медаль, 1855);
«Торжественный прием Суворова в Милане»;
«Последний ночлег Суворова в Швейцарии» (принесла звание академика в 1859 году);
«Екатерина II в мастерской Фальконе» (звание профессора, 1867);
«Пётр I всенародно объявляет о заключении мира со Швецией» (написанная за границей);
«Пётр I в 1697 г. накрывает заговорщиков в доме Циклера» (1884).
Отзывов: 0
Этот автор был добавлен в каталог 13.08.2021