Художественное образование получил в Ленинграде, в 1959 году окончил Ленинградское высшее художественно- промышленное училище им. В. И. Мухиной (бывшие училище барона Штиглица), отделение художественной обработки тканей.
Участник множества республиканских, Всесоюзных и зарубежных выставок.
Всегда, с самого начала его творчество было ярким, самобытным, резко отличающимся от принятых «канонов» и образцов соцреализма. Работы мастера часто были предметом скандалов. На всесоюзной выставке в Москве одна из его работ – «Гиджак» была раскритикована лично министром культуры СССР Екатериной Фурцевой и по этой причине удалена с экспозиции. Сам мастер был обвинен в формализме, однако это не изменило ни его, ни его творчество и не ограничило художника, ищущего новые пути в живописи. Талант мастера, тем не менее, несмотря на критику, не ставился под сомнение никем из современников, критиков или искусствоведов.
По результату, работы Зухура Хабибуллаева находятся в Третьяковской галерее, в Государственном музее Востока, в музеях его родины – Республики Таджикистан, в музейных и частных коллекциях в Великобритании, Франции, Швейцарии, Индии, США, Китая и других странах.
У Зухура Хабибуллаева был редкий дар находить красоту повсюду и, переосмыслив, показывать ее зрителю в принипиально новом раскурсе, под новым углом.
Истоки творчества Зухура Хабибуллаева лежат в традициях школы русской живописи и русского авангарда. Свойственная азиату (а он был им и гордился этим всю свою жизнь) склонность к абстрактному мышлению нашла выплеск на холсте. Чувства, ощущения и восприятие мира, красок, цвета и света, сочетания их с формой и предметностью (или беспредметностью) совпали с работами авангардистов и фовистов – тех, кого он сумел увидеть в Санкт-Петербурге и Москве и тех, кто путешествовали в 30-40х годах на его родину, в Среднюю Азию, Таджикистан.
Творчество Зухура Хабибуллаева во многом определило стилистические особенности советской таджикской живописи 1960-х гг. Энергичным, темпераментным по живописи полотнам художника (пейзажи, портреты, тематические картины) свойственны выразительность образов, резкие цветовые контрасты, динамичный рисунок («Гостиница Нурек», 1962; «Памирский натюрморт», 1964; «Бахор», 1967; «Жажда», 1972).
Имя его вошло в мировую историю искусства. Он упомянут в Большой Советской Энциклопедии, многих академических изданиях. Творчество Зухура Хабибуллаева является предметом изучения студентов МГУ и темой научных работ.
Отзывов: 0
Этот автор был добавлен в каталог 13.08.2021