Комиссия начала свою деятельность с обследования фресок памятников Кремля и Москвы и реставрации древнерусской живописи из Благовещенского собора Кремля. Опыт первых трех лет реставрационной деятельности был обобщен на I Всероссийской реставрационной конференции, которая прошла 12–14 апреля 1921 года и утвердила принципы реставрации всех видов художественных памятников — архитектуры, скульптуры, живописи, прикладного искусства.
В 1924 году комиссия в связи с расширением объема работ была преобразована в Центральные государственные реставрационные мастерские, технически хорошо оснащенные и собравшие в своих стенах первоклассных мастеров-реставраторов и известных специалистов в области русского и европейского искусства. В эти годы были раскрыты и реставрированы древнейшие иконы: «Богоматерь Владимирская» (XII век), «Спас Златые Власы» (начало XIII века), «Спас Нерукотворный», иконы письма Андрея Рублева, фрески Феофана Грека и еще целый ряд ценнейших икон, вошедших в экспозиции крупнейших музеев страны.
В процессе работы интенсивно проводились разработки научных принципов реставрации художественных произведений, нашедших яркое выражение в трудах Игоря Грабаря — научного руководителя мастерских. Предложенные им методы раскрытия произведений от поздних наслоений и принципы бережного отношения к подлинной авторской структуре произведения стали основополагающими в создании отечественной школы научной реставрации.
С успехом проходили большие реставрационные выставки в Москве в 1918, 1920, 1927 году и за рубежом: так, выставка «Памятники древней живописи. Русские иконы XIII–XVIII веков» прошла в 1929–1932 годах в городах Германии, Англии, Австрии и США. Многие зарубежные специалисты приезжали для знакомства с работой реставраторов мастерских.
Но наступили роковые 1930-е — годы разрушения национального достояния, когда было признано нецелесообразным охранять все культурное наследие. «Романовский хлам», церковные ценности стали считаться вредоносными для идейного воспитания масс. Наиболее активно выступающие за сохранение ценнейших памятников русской культуры Александр Анисимов и Юрий Олсуфьев были репрессированы и погибли; были сосланы Николай Померанцев, Петр Барановский и Николай Сычев. По этой же причине летом 1934 года были расформированы мастерские, а основные функции по реставрации, учету и охране памятников распределены между ведущими центральными музеями Москвы и Ленинграда. Секция живописи, научный отдел и фототека мастерских были переведены в помещение Третьяковской галереи и практически продолжали осуществлять функции центрального органа по реставрации произведений искусства. Бывшие сотрудники мастерских успешно проводили экспедиционную деятельность по выявлению и охране памятников не только в России, но и за ее пределами — в Киеве, Грузии, Армении, Азербайджане, Керчи и других местах, принимали экстренные меры по поддержанию уникальных фресок в Новгороде, Владимире, Александровской слободе.
По распоряжению Совета народных комиссаров осенью 1944 года возобновляется деятельность мастерских. Общее научное руководство возлагается на академика Игоря Эммануиловича Грабаря, а директором назначается Вера Николаевна Крылова, много сил потратившая, чтобы собрать реставраторов — бывших сотрудников мастерских. Главной задачей мастерских в этот период становится проведение восстановительных работ над отечественными памятниками, пострадавшими в годы Великой Отечественной войны. Наряду с этим реставрировались живописные полотна и произведения графики из собрания Дрезденской картинной галереи, а также музеев Берлина, Польши, Румынии, Венгрии, Болгарии. В 1966 году художники-реставраторы активно участвовали в возрождении всемирно известных памятников искусства, пострадавших во время наводнения во Флоренции.
С 1960 года мастерские стали носить имя основателя — И.Э. Грабаря, а в 1974-м преобразовались во Всероссийский художественный научно-реставрационный центр.
Реставраторы центра обеспечивают качественное, высокопрофессиональное проведение работ, используя широкий диапазон различных методов и приемов реставрации, тщательно и всесторонне проводя предреставрационное исследование произведений, внедряя в практику результаты последних достижений науки и техники.
Отзывов: 0
Этот объект был добавлен в каталог 14.08.2021