История
Вскоре после основания в 1757 году Академии художеств, её президент И. И. Шувалов передал учреждению, размещавшемуся тогда в покоях его дворца на Малой Садовой, собственное собрание картин и рисунков, включавшее произведения Веронезе и Рембрандта.
В продолжение XVIII—XIX вв. музейное собрание пополняли другие вельможи, Екатерина II и её преемники на российском престоле. Предпочтение отдавалось сухой и строгой живописи в стиле классицизма (произведения Н. Пуссена, К. Лоррена, Р. Менгса и др.). С XVIII века сохранились многочисленные слепки шедевров античной скульптуры (антиков), а также модели шедевров античной архитектуры, выполненные из пробки римским мастером Кики.
По академическому уставу 1859 года музей стал общедоступным. С 1897 года служил местом публичного представления произведений, претендовавших на размещение в Русском музее: «произведения художников, находящихся в живых, подлежат помещению на 5 лет в Музей императорской Академии художеств и только по истечении этого срока могут быть окончательно переведены в Русский музей императора Александра III, с согласия и по выбору управляющего оным».
После Октябрьской революции наиболее ценные экспонаты музея, иллюстрирующие развитие западноевропейской живописи, были переданы в Государственный Эрмитаж, откуда многие из них позднее перекочевали в ГМИИ им. Пушкина (г. Москва).
В разное время хранителями музея были И. И. Спитц (с 1864), архитектор Ф. А. Клагес (с 1887), художники и действительные члены Академии художеств А. П. Соколов (с 1892) и Э. О. Визель (с 1907).
Здание и коллекции:
Музей занимает историческое здание, построенное в 1764—88 годах для академии по проекту А. Ф. Кокоринова и Ж. Б. Валлен-Деламота. Сейчас в нём, помимо НИМ РАХ, расположены Санкт-Петербургский государственный институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, архив, библиотека, лаборатории и мастерские.
Первый этаж занимает по традиции собрание антиков, второй этаж — дипломные работы выдающихся выпускников Императорской академии художеств, третий этаж — проектные модели знаменитых зданий Петербурга (экспозиция «Архитектура Петербурга XVIII—XIX вв. в моделях, рисунках и чертежах»). В парадных залах вдоль набережной выставлены копии росписей станц Ватикана и других шедевров итальянских мастеров, исполненные пенсионерами академии середины XIX века во время пребывания в Италии.
Филиалы музея:
Музей-квартира И. И. Бродского.
Музей-усадьба И. Е. Репина «Пенаты».
Музей квартира П. П. Чистякова.
Музей-квартира А. И. Куинджи.
Отзывов: 0
Этот объект был добавлен в каталог 14.08.2021